Заповедники и национальные парки отметили Международный день коренных народов мира
9 августа отмечается день коренных народов мира (International Day of the World's Indigenous People), установленный Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 1982 году состоялось первое заседание Рабочей группы ООН по проблемам коренных народов.
В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране – 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, в том числе – и на особо охраняемых природных территориях.
Так, на территории Алтайского заповедника (Республика Алтай) проживают тубалары, кумандинцы, челканцы и теленгиты. Администрацией заповедника налажено эффективное партнерство с общинами коренных малочисленных народов: успешно реализованы проекты по развитию экотуризма совместно с общиной теленгитов «Кун» (Улаганский район), общиной тубаларов «Корбу» (с. Яйлю, Турачакский район). В 2015 году на территории заповедного села Яйлю зарегистрирована община тубаларов «Альчи».
В Корякском заповеднике (Камчатский край) в честь Международного дня коренных народов мира состоялся праздник в этно-экологическом центре. Жители села Тиличики собрались на берегу бухты Скрытая, чтобы вспомнить национальные традиции предков – коряков – и поделиться рецептами блюд, приготовленных из дикоросов и рыбы. В начале мероприятия под названием «Травницы-Чакоки» (чакоки – сёстры с корякского языка) прошёл обряд благодарения огню, воде, земле и в целом природе за тёплое и урожайное лето – в этом году в тундре созрело много разных ягод: морошка, голубика, княженика. Женщины-старожилы приготовили для всех национальные блюда – вяленую рыбу юколу (тэ*йэл), строганину из хариуса, сушеное мясо одомашненных северных оленей (пыат*ол), которых пасут местные оленеводы, лепёшки, уху.
«Женщины угощали тем, что заготовили на зиму – пастой из щавеля, перетёртыми ягодами, заваренным иван-чаем (кипреем), сушёной черемшой (диким луком), рассказали, как делать настойку из мухоморов для лечения суставов, – рассказала Вера Колпачкова, методист ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» в этно-экологическом центре Корякского заповедника. – Во время мероприятия гости работали с полевыми определителями флоры Корякского заповедника – выясняли, какие растения лекарственные и съедобные, а какие ядовитые. Особенно им понравилась викторина на знание родного языка. Переводили на корякский язык названия растений: крапива, иван-чай, охотский лук, берёза, кедровый стланик, тополь и прочие».
Праздник сопровождался национальными танцами, а победители викторины получили призы от Кроноцкого заповедника: футболки и определители флоры Корякского заповедника. Кроме этого во время интерактивных игр и бесед все участники познакомились с заповедной системой России и камчатскими особо охраняемыми природными территориями.
На территории национального парка «Кодар» (Забайкальский край) издавна проживают эвенки, традиционным видом хозяйственной деятельности которых является оленеводство. В настоящее время на в нацпарке занимаются оленеводством две общины: семейно-родовая эвенкийская община «Сюльбан» и родовая эвенкийская община «Амикан». Эвенки – кочевой народ, вся их жизнь связана с поиском пастбища для оленей. В летнее время они кочуют в гольцы от зноя и насекомых. С наступлением холодов оленеводы спускаются с гор. Оленеводство играет самую важную роль в жизни эвенков. Олень не только служит эвенку в качестве пищи, транспорта, одежды, но и является объектом поклонения и уважения. С этим животным у эвенков связаны древние верования, обряды, обычаи. О проживании эвенков на территории Каларского района, в том числе национального парка «Кодар», свидетельствует и соответствующая топонимика. Название хребта «Кодар» с эвенкийского языка переводится как скала. Также многие названия рек и озер имеют эвенкийское происхождение. Например, Апсат (Апса с эвенк. сумочка для хранения швейных принадлежностей), Ничатка (Нича с эвенк. сорога), Биракан (с эвенк. маленькая река, ручей) и др.
«Многие туристы хотели бы поближе познакомиться с культурой и бытом эвенков. Уже сейчас на территории национального парка на озере Таежном установлен эвенкийский чум. Так же сотрудниками отдела экологического просвещения посредством лекций, презентаций знакомят всех желающих с историей и культурой эвенкийского народа. Проводятся совместные мероприятия с краеведческим музеем, библиотеками и школами по данной тематике», - прокомментировала сотрудник отдела экологического просвещения национального парка «Кодар» Карина Филиппова.
Национальный парк «Берингия» в день коренных народов мира выпустил информационный материал, посвященный истории и культуре морских зверобоев Чукотки. Территория Чукотского полуострова осваивается человеком не менее 10 тысяч лет. Примерно в это время через Берингов пролив началось заселение Американского континента древним человеком. Предки эскимосов и их соседей чукчей начали своё продвижение в северные широты из прибрежных районов Охотского моря несколько позднее — около 5 тысяч лет назад. Одни шли через континентальные районы Северо-Восточной Азии, другие — вдоль морских побережий. Потомками первых являются чукчи, вторых — эскимосы. Для древнечукотских племен, заселивших тундровые районы материка, основным занятием была охота на дикого оленя. С середины XVIII века чукчи стали заниматься оленеводством. Устойчивые поселения эскимосов появились на побережье Восточной Чукотки в конце I тысячелетия до нашей эры. Однако, как свидетельствуют последние археологические находки, адаптация к морской культуре зверобойного промысла началась значительно ранее. Эта культура представляет собой уникальное явление. Она сформировалась в необычайно суровых климатических условиях. Район Берингова пролива относится к наиболее негостеприимным областям на всей обитаемой суше: три месяца холодного, сырого лета и девять месяцев суровой зимы с сильнейшими ветрами. Благоприятную основу для жизнедеятельности человека в этом районе обеспечили чрезвычайно богатые ресурсы моря.
После образования Берингова пролива сквозь его узкое горлышко, весной на север, осенью — на юг, стали проходить многотысячные стада китов, моржей и тюленей. Такое количество морских млекопитающих, сосредоточенных в небольшой акватории, встречается довольно редко. Морж и гренландский кит были основным объектом охоты морских зверобоев. Высокотехнологичные изобретения арктической цивилизации, внесённые в мировую сокровищницу культуры — это поворотный наконечник гарпуна и каяк, лёгкая каркасная лодка, обтянутая кожей. Морские зверобои использовали также байдары с открытым верхом. Культура морских зверобоев, сформировавшаяся в уникальном природном регионе на стыке Евразии и Америки, продемонстрировала способность человека жить и творить в сложнейших климатических условиях.