На мастер-классах в Природограде детям рассказали, как стать геологом и открыть месторождение
Для юных посетителей в павильоне Минприроды «Природоград» организовали два тематических мастер-класса. Участники международной выставки-форума «Россия» изучили различные виды минералов и даже «спустились» в шахту.
На первом мастер-классе сотрудники центрального научно-исследовательского геологоразведочного института (ЦНИГРИ) познакомили школьников с профессией геолога, а также показали, как работать с настоящими минералами и горными породами при помощи бинокуляра. Под увеличительной линзой дети увидели образцы кварца, пирита, слюды, галенита, рубина, борнита, диоптаза, галита и застывшей лавы с Камчатки. Ребята узнали, что другое название пирита – «золото дураков», всё, потому что его очень легко спутать с настоящим золотом. Внешне они очень похожи, однако химические свойства их совершенно разные.
Геолог ЦНИГРИ Елизавета Костина рассказала, зачем она и её коллеги приехали в Природоград.
«У нас есть большая практика в проведении таких мастер-классов: в нашем университете часто проходят профориентационные дни для учащихся 8-10 классов, также мы самостоятельно ездим в школы и даём уроки по геологии. Цель всего этого – популяризировать науку, рассказать ребятам, что геология – очень обширная наука. Это и – геохимия, и геофизика, и геоэкология, и палеонтология, и геоинформатика. Возможно, школьников что-то из этого заинтересует, и они захотят освоить одну или даже несколько из специальностей», – поделилась Елизавета Костина.
На втором мастер-классе специалисты Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья имени Н.М. Федоровского рассказали, из чего состоят руды. Дети провели разные виды анализа вещества: рентгенофлуоресцентный, лазерный, атомно-эмиссионный, ртутометрический, а также познакомились с портативными методами определения гамма-активности и магнитной восприимчивости горных пород.
После мастер-классов юные посетители «погрузились» в недра земли, где они поучаствовали в геологических раскопках и увидели залежи пород. Там ребятам рассказали, что на территории нашей страны встречаются практически все виды минерального сырья: это 229 видов твёрдых полезных ископаемых плюс нефть, газ и газовый конденсат.
Узнав, что большая часть геологическая информации, собранной более чем за 300 лет, на данный момент хранится в бумажном виде в коробках и подвалах, дети решили помочь оцифровать архивные карты месторождений. Также ребята узнали, что Россия занимает первое место в мире по объему запасов газа (41,6 трлн куб. м), алмазов (988 млн карат), никеля (26 млн т), золота (12,4 тыс.т) и железных руд (35 млрд т).
Вместе с этим им рассказали, что в 2021 году по инициативе Минприроды начал работу федеральный проект «Геология: возрождение легенды». Основная его цель – увеличить объемы государственной геологоразведки углеводородов и твёрдых полезных ископаемых до 2024 года. А ещё – ребята узнали, что Россия достигла баланса между добычей и воспроизводством запасов по основным видам полезных ископаемых. Например, в 2022 году в стране добыли 535 миллионов тонн нефти. При этом её запасы приросли на 817 миллионов тонн. В этом же году было добыто 574 миллиарда кубометров.
После школьники отправились в «Природоград. Город профессий», где они попробовали себя в роли лесного пожарного, эколога, учёного-метеоролога, исследователя Южного полюса и даже ведущего прогноза погоды.
Напомним, на ВДНХ открылась международная выставка-форум «Россия», в которой участвуют все регионы страны, федеральные ведомства, корпорации и крупнейшие компании. Минприроды, Росводресурсы, Росгидромет, Рослесхоз, Роснедра, Росприроднадзор и Российский экологический оператор открыли объединённую экспозицию в двух павильонах: «Природоград» (шатёр В) и «Природоград. Город профессий» (павильон 16). Она будет работать до 12 апреля 2024 года.