Депутаты Владимир Гутенев, Анатолий Карпов и Ольга Тимофеева внесли на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона № 978789-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Депутаты Владимир Гутенев, Анатолий Карпов и Ольга Тимофеева внесли на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона № 978789-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», устанавливающий особый правовой режим для территорий мегаполисов, имеющих повышенную плотность населения и неблагоприятную экологию.
В действующем лесном законодательстве предусмотрены особые правовые режимы для ряда защитных лесов, расположенных на территории и в непосредственной близости от большинства российских мегаполисов. Однако, по убеждению депутатов, в отношении отдельных субъектов с высокой плотность населения не удается обеспечить достаточный уровень экологической безопасности населения. Так лесопарковый защитный пояс Москвы с 1961 года (149 тыс га) по 2014 год сократился на 33 тыс га и составил менее 45% его первоначальной территории 168,5 тыс. га в 1935 году.
Оптимальное соотношение площадей крупнейших городов и пригородного лесопаркового защитного пояса должно быть не менее 1:5 - 1:10, а в Москве и Подмосковье оно уже в конце 2000-х годов составляло 1:1,5. В результате бесконтрольных вырубок лесных массивов под застройку коттеджными поселками и микрорайонами лесопарковая территория вокруг Московской агломерации сократилась до 70 тыс га.
Законопроектом предусмотрено введение в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» новой статьи, устанавливающей правовой режим лесопаркового зеленого пояса. Лесопарковый зеленый пояс предлагается создавать на территориях, вне зависимости от категории земель, на которых располагаются соответствующие леса, водные объекты и иные природные объекты, выполняющие средообразующие природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Инициатива создания лесопаркового зеленого пояса, согласно законопроекту, предоставляется гражданам, некоммерческим организациям, органам и должностным лицам местного самоуправления, государственным органам субъектов путем обращения с мотивированным предложением в высший исполнительный орган власти субъекта Федерации или в Правительство. Порядок подготовки и состав материалов, обосновывающих необходимость включения территорий, в лесопарковый зеленый пояс, устанавливает Правительство России.
В случае изменения границ лесопаркового пояса законопроектом предусматривается, что площадь исключаемой территории компенсируется включением в его границы территории, занятой лесами, водными объектами и иными природными объектами, площадь которых не меньше площади исключаемых территорий и обеспечивающей выполнение указанной зоной средообразующих, природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. При этом не подлежит уменьшению площадь земель, покрытых лесами, а также должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Также законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» положением, предусматривающим подготовку отчета о состоянии лесопаркового зеленого пояса, включая материалы фотофиксации, для представления руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта.
Лесной кодекс дополняется новой статьей, устанавливающей специальный правовой режим лесов и особо защитных участков лесов, включенных в лесопарковый зеленый пояс, а Градостроительный кодекс - положением, предусматривающим нераспространение градостроительного регламента на земли, занятые лесами и включенные в зеленый пояс.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей, предусматривающей административную ответственность за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе, и усилить административную ответственность за противоправные действия, совершенные в лесопарковом зеленом поясе. Устанавливается штраф за незаконную рубку леса для юрлиц – от 250 тысяч до 500 тысяч рублей, для физических лиц – от 20 тысяч до 40 тысяч рублей.
По мнению авторов законопроекта, в условиях нарастающего воздействия антропогенных факторов, реализация законопроекта позволит привести экологические нормы к приемлемому состоянию и повысит экологическую безопасность столичного региона.