Голосование завершено
Сяркин С.Н. (Курсант Пермского института ФСИН России) - СЯРКИН АНИСИМ КУЗЬМИЧ
Сяркин Анисим Кузьмич, мордвин-мокша из Ясной Поляны. Анисим Кузьмич родился 1896году в селе Ачадово. Родители его, как и все жители села, были крестьянами – пахали землю, разводили скот. Растили детей. В детстве Анисим пел в церковном хоре.
Когда вырос, то, наверное, повторил бы судьбу своих родителей – стал таким же пахарем-земледел
В середине первого десятилетия разразилась первая Мировая война. Анисим с сотнями молодых парней оказался на фронте. Служил-воевал хорошо: дослужился да чина унтер-офицера, что для мордовского парня-крестьянин
Война, как известно, закончилась другим потрясением – революцией. Вернулся Анисим в родной Спасский уезд, в свою деревню, а там вскоре захватили власть большевики-комму
Война закончилась. Понемногу жизнь начала переводиться на мирный лад. Анисим женился. Жену (в девичестве - Ганину) взял из Потьмы. Стали рождаться дети. Но привычная крестьянская жизнь продолжалась недолго: новая власть начала «раскулачивать» тех, кто оказался более или менее зажиточным – нужно было запугать крестьян и заставить их вступать в колхозы.
Анисим был работящим и крепким хозяином. Видя, к чему идет дело, он решил не дожидаться ареста и высылки (а то и того хуже!), и, собравшись наспех, пустился с семьей в бега. В те годы многие решили покинуть родные места и отправиться куда подальше – казалось, что где-то там есть места, где нет власти, которая арестовывает. И одни бежали на Север, другие - на Запад, а навстречу тем и другим катился другой поток беженцев, ищущих тихого угла.
Анисим направился на Дальний Восток. По слухам, там можно было найти глухое место, где Советской власти еще не было. Кажется, такое место нашлось. Начали обживаться, построили дом. Но Советская власть пришла и туда. И Сяркины снова снялись и пустились в путь. Где только им не пришлось жить – и среди шорцев на Алтае, и на другом конце страны – в Грузии. На каждом новом месте Анисим ставил новый дом. Всего за свою жизнь он построил больше двадцати домов.
В Грузии семья жила среди старообрядцев. Их аскетичный образ жизни и строгое следование евангелическим книгам произвели на Анисима такое большое впечатление, что он стал их последователем и всю оставшуюся жизнь старался жить согласно Евангелию, чем немало удивлял окружающих, в большинстве своем атеистов.
В конце концов, поняв, что везде одно и то же, вернулись назад, в Ачадово (избежав всё же репрессий).
Перед самой войной 1941 года умерла его жена, и Анисим остался с шестью детьми. Видимо, по этой причине, когда его в очередной раз мобилизовали, то направили не в боевую часть, а в похоронную команду, членов которой, кроме выполнения прямых обязанностей, посылали на рытьё окопов, рвов, траншей и т.п. Может быть, поэтому он выжил.
После войны семья перебралась из степного Ачадова в Ясную Поляну – плотнику было сподручнее жить около леса. Там же он встретил вторую жену. Однажды в дом просто зашла женщина, старшая дочь что-то варила в печи, женщина решила ей помочь, слово за слово, да так и осталась навсегда.
Уроки, которые преподала Анисиму жизнь, научили его: выживают те, кто умеет что-то делать своими руками. Поэтому учёбу он считал делом излишним, даже вредным. И детям своим учиться не разрешал. Сызмальства заставлял их работать и вести строгий образ жизни. Нрава он был крутого, на тех домочадцев, которые пытались ему перечить, мог и руку поднять.
Только один сын Николай выпросил у него разрешение учиться и стал инженером. А уж внуки его, конечно, слушать не стали — учились и приобщились к современным технологиям, научились управлять техникой, включая атомные подлодки.
Когда Анисиму исполнилась 70 лет, он решил, что скоро умрёт. И стал готовиться к смерти: сам себе сделал дубовый гроб, выкопал могилу. Но смерть задержалась – он прожил ещё почти 25 лет. А в его гробу похоронили нелепо погибшего внука Ивана.
Похоронен Анисим в Ставрополе, куда, почти ослепнув, поехал «доживать» к сыну Николаю. Умер он в 1988 году, в возрасте 92 лет.
Узнав о своем прапрадеде, мы многое открыли для себя. Его жизнь – это жизнь моего народа. И это невероятно, что один человек прошел через две войны, коллективизацию, голод, потерю супруги, и несмотря на это остался человеком и примерным отцом.
Мы гордимся своим прапрадедом, ведь он не «сломался» под натиском происходящих с ним событий. Это то самое качество, которого так недостает нашему поколению.
СЯРКИН АНИСИМ КУЗЬМИЧ
Отправлен сертификат:Всероссийский литературный конкурс «История моей семьи»