Голосование завершено
Семенов Арсений Олегович (11 лет) - Моя бабушка –ребенок войны
Я, Семенов Арсений ученик 4 «б» класса МАОУ «СОШ №3» г.Горнозаводска Пермского края хочу рассказать о моей бабушке Семеновой (Долматовой) Клавдии Васильевне, детство которой пришлось на годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
Моя бабушка - Семенова Клавдия Васильевна родилась 27 декабря 1935 г. в поселке Кусье - Александровском Чусовского района Молотовской области. Семья состояла из 7 человек: её отец (мой прадед) Долматов Василий Егорович имел 3 класса образования, работал счетоводом в леспромхозе. Её мать - Долматова Анна Михайловна была домохозяйкой, ещё до войны посещала курсы ликбеза, научилась читать, писать и считать. Её бабушка (моя прапрабабушка) Долматова Екатерина Максимовна - 80 лет. И четверо детей: Виталий - 1929г. рождения, Антонида- 1933г., Клавдия- 1935г., Александр - 1940г.
Страшная весть обрушилась на жителей нашей страны - 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на нашу страну. Отца - Василия Егоровича забрали на фронт в первые месяцы войны. Когда провожали отцов, в поселке стоял такой плач... вместе с ними шли матери, жены, дети, старики. Взрослые понимали, что уходя на фронт, они могут либо погибнуть, либо остаться инвалидами. А мы - дети не понимали, что такое война? Семья осталась без кормильца.
Солдат с Урала бросили на защиту Москвы. Этой же осенью, во время боя разорвавшийся снаряд изрешетил его тело металлическими осколками. Чудом выжив, попал в полевой госпиталь; и почти до зимы 1944г. продолжал находиться в них. Домой вернулся инвалидом II группы на 2-х костылях, но гак как костыли сильно натирали под мышками, поменял их на 2 палки. Все тяготы войны легли на плечи Анны Михайловны, маленькой, хрупкой женщины.
Когда началась война, моей бабушке было 5 лет. Вместе с братьями и сестрой пришлось испытать и холод и голод, особенно тяжелыми были 1941- 42 годы. Старший брат начал работать с 12 лет, да и сестра тоже с 12. Домашнее хозяйство легло на плечи ее матери, а помощниками были маленькие дети. В хозяйстве была корова, овцы, куры, огород. Надо было заготавливать дрова, сено, так как отца забрали на фронт, женщины объединялись, пилили высокие деревья, очищали от веток и сучьев, распиливали их на длинные поленья и на санях возили из леса домой. Спереди за веревку тянула сани мать, а сзади толкали две маленькие девочки, старались, упирались и дальше двигались к дому. Так же с покосов возили сено, а иногда с конюшни для этого выделяли лошадь. В поселке был детский садик, моей бабушке с ее сестрой удалось там побыть около года. В садик брали детей из тех семей, у кого отцы были на фронте, или в госпитале. Какое это было счастье находится в саду: утром на завтрак давали кашу, в центре тарелки была ямка и в ней лежал маленький кусочек масла; на обед - суп, а на второе - рыба жаренная, вечером - каша, уха, творог, на третье - чай, молоко, кисель. И обязательно в садике поили детей рыбьим жиром. Поддерживали их в голодное время, затем возвращали в семью, а на их место брали из других семей. Это впечатление о детском садике . сохранилось на всю жизнь.
Учиться в школу бабушка пошла в конце войны, училась хорошо, тетрадей не хватало, писали на газетах в промежутках между печатными строчками. Учебников было мало - один на 7 человек, так каждый день и передавали друг другу по улице. Старалась учить уроки днем, вечером зажигали керосиновую лампу (электричества не было).
У бабушки с сестрой по дому были обязанности: наносить воду из речки (два ведра на коромысле, раз 10 сходить надо), убираться в доме, садить, полоть, окучивать картошку, поливать, водиться с маленьким братом. Первые три года в школу ходила в лаптях, только в 4 классе, когда отец вернулся из госпиталя домой, сшил ей ботинки. Так она единственная из семьи закончила 7 классов. Для того, чтобы учиться дальше, за учебу надо было платить 150 рублей в год. Но пенсия отца составляла всего 46 рублей в месяц. Казалось бы, имея свое хозяйство - корову и огород, можно было бы не голодать. Но еще во время войны и послевоенный период каждая семья должна была за месяц сдать государству определенное количество молока, мяса, масла, яиц, творога, шерсти и даже шкур теленка или овцы – утаивать было нельзя. Поэтому почти всё сдавали государству, а самим оставались крохи. Отец бабушке сказал: «Хочешь учиться дальше, иди летом работай на фабрику, заработай на форму, фартуки, портфель, книги, тетради, ручки». Так бабушка работала после седьмого, восьмого, девятого классов. Закончила 10 классов в 1954 году с хорошими оценками, и поступила в Пермский Госуниверситет имени Генкеля, закончила его в 1960г. учителем географии средней школы. Проработала в школах Новосибирской области и города Горнозаводска 42,5 года, она «Отличник просвещения», имеет много грамот и благодарностей. Вместе с мужем вырастили двух сыновей, дали им образование, в семьях ее детей растут внуки, их пятеро и все мальчишки.
Выйдя на заслуженный отдых, моя бабушка 17-ый год работает председателем ветеранской организации «Образование» города Горнозаводска. В этом году 17 декабря ей исполнится 80 лет.
Во время войны в п. Кусью выселили много людей из западных районов нашей страны: из западной Украины, Белоруссии, Прибалтики, немцев с Поволжья, «власовцев». Их привозили большими партиями и селили не в самой Кусье, а вверх по течению реки Койвы на Колбинских бараках. В поселок их не пускали, гак как среди них было много больных. Условия их жизни были суровые, они сами заготавливали дрова, питались плохо, поэтому, много людей умерло от голода и холода. Если кому -нибудь разрешали выходить в поселок, то они просили «милостыню». Стоит этот человек на улице, смотрит в окно, на нем какие-то лохмотья: на одной ноге калош, а другая чем-то замотана (и это зимой). Бабушкина мама отдавала последнюю вареную картошку, а детям говорила: «У нас есть молоко». Местные жители относились к переселенцам с жалостью, и делились последним, несмотря на то, что они провинились перед страной.
Великая Отечественная война 1941-45 годов - самое страшное событие для нашей страны, на полях сражений погибло 27 млн. человек, в битвах за освобождение городов и сел, в концлагерях. Победа досталась нашей стране слишком дорого.
Дети войны детства не видели, не все выжили и очень быстро повзрослели, не боясь никакой работы. И в послевоенный период снова на их плечи легла задача - возрождать разрушенное войной хозяйство страны, строить города, поселки, заводы, шахты, дороги, электростанции. Большинству из них уже 80 и более лет, но они продолжают оставаться в строю.
В школе №3 проводится шефская работа уже много лет. Ребята шефствуют над участниками войны и тружениками тыла. Вместе с классными руководителями посещают своих подшефных, поздравляют с праздниками, днями рождениями, дарят им подарки, сделанные своими руками.
Моя бабушка, Клавдия Васильевна, приходит в классы к ребятам и рассказывает о тяжелых военных годах своего детства. Чтобы их внуки правнуки помнили об этом, уважали старость близких людей, ценили их. Я люблю свою бабушку и горжусь ей. Она умная, добрая, внимательная, много читает, много знает, трудолюбивая и справедлива. А еще она стряпает вкусные шаньги, пироги и собирает детей и внуков за семейным столом.
Моя бабушка –ребенок войны
Отправлен сертификат:Всероссийский литературный конкурс «История моей семьи»