Приложение 1
Аудио:
Аисты:
Война:
Последний бой:
Сердце:
Склейка песен о войне:
12 Beethoven - Moonlight sonata (Last):
Видео:
КЛАССНЫЙ ЧАС Яковлева
Дорогами Великой войны
Оформление: Маршрутные листы,Плакат с изображением планеты, 30 голубей, буклеты “Дорогами войны”, презентация, военные песни.Музыка, шумовые эффекты: Песня “Последний бой”, Стук сердца, взрывы, Бетховиин “Лунная соната”, Попурри из песен военных лет.
Цель классного часа:Воспитание патриотических чувств на примере старших поколений, подвигов героев Великой войны. Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам, является творцом своей эпохи. Больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами и, которых уже давно нет, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы.
Ход классного часа
1 слайд
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень серьезной и важной теме. Сегодня мы с вами еще раз вспомним о трудном испытании, которое перенес наш народ. Великая Отечественная война.
Фон Песня “Мы так давно не отдыхали”
Ветераны войны.
(2 -8 слайд)
Учитель:
Тень высоких берёз подступает вплотную,
Обрывается марш у незримой стены,
И уходят от нас в тишину вековую
Ветераны последней великой войны.
фонограмма взрывов.
Сегодня эти звуки мы слышим только по телевизору в документальных хрониках или кинофильмах о Великой Отечественной Войне. Но, представьте себе, как когда-то люди боялись их, ведь это были звуки смерти.
Слайд №9
Тема классного часа выбрана не случайно: “Дорогами великой войны” Скоро вся наша страна отметит 65 годовщину Победы. Нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Поднимите руки, есть ли среди ваших родственников участники войны? Прошли годы, но память человеческая все возвращается и возвращается к тем далеким событиям, не давая покоя, теребя душу вопросом: “Почему? Зачем? Как это было?”
Вас часто упрекают в том, что вы не знает историю, в том числе и историю Великой Отечественной войны. Для каждого из вас эта война и в самом деле далекая история. Как вы думаете, но имеем ли мы право, забыть об этой кровавой и трагичной страницы истории? (ответы учащихся)
В течение, классного часа мы будем работать в группах по маршрутному листу. Опорными пунктами, на которых мы остановимся, будут: “Герои войны”, “Главные сражения”, “Лейся песня фронтовая”, “Горечь войны...”. Давайте, сегодня с вами пройдем, этими героическими, трагическими военными дорогами.
Более 27 миллионов жизней унесла Великая Отечественная война.
Слайд№10
Она длилась 4 года, 1418 дней, 34 тысячи часов. Вся страна работала на победу, стремилась к этому дню – Победе, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.
11 слайд
Мы подошли к 1 пункту нашего маршрута: “Герои войны”.
Образы фронтовиков, встающих со страниц книг, кадров фильмов о Великой Отечественной войны, напоминают о мужестве и героизме наших бойцов. Сколько могил Неизвестного солдата в нашей стране? Солдаты погибали за нашу мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом. Ребята! Разделимся на группы.
Задача каждой группы, выступить в роли разведчиков определить имена героев Советского Союза, наших земляков.
(Задание “Шифровка”)
Узнаем и расскажем о подвигах, которые совершили наши земляки.
А-1,Б-2,В-3,Г-4,Д-5,Е-6,Ё-7,Ж-8, З-9, И-10, Й-11, К-12, Л-13, М-14, Н-15, О-16, П-17, Р-18, С-19, Т-20, У-21,Ф-22,Х-23,Ц-24,Ч-25,Ш-26,Щ-27,Ъ-28,Ы-29,Ь-30,Э-31,Ю-32,Я-33.
С 12 по 16
1 группаГерой Советского Союза Архангельский Николай Васильевич.
1,18,23,1,15,4,6,13,30,19,12,10,11 – 15,10,12,16,13,1,11 – 3,1,19,10,13,30,6,3,10,25.
______________________совершил более 200 боевых вылетов. Звание Героя Советского Союза _______________присвоено 26 октября 1944 года за отличное выполнение боевого задания и проявленные при этом мужество и героизм.
2 группаГерой Советского Союза Бабичев Петр Алексеевич.
2,1,2,10,25,6,3 – 17,6,20,18 – 1,13,6,12,19,6,6,3,10,25.
______________________ в ночь на 01.12.1944 одним из первых со своим взводом переправился на правый берег р. Дунай (Венгрия). Под его руководством бойцы захватили траншею врага и удерживали ее до подхода подкрепления. Звание Героя Советского Союза было присвоено 24 марта 1945 года. В послевоенное время проживал в Тобольске, Тюмени. Умер в 1993 году.
3 группаГерой Советского Союза Безносков Иван Захарович.
2,6,9,15,16,19,12,16,3 – 10,3,1,15 – 9,1,23,1,18,16,3,10,25.
_______________________призван в армию в 1938 г., на фронте с июля 1941 г. В боях получил шесть ранений. 25 января 1945 года при форсировании Одера был смертельно ранен, скончался 28 февраля 1945 г. в госпитале от ран. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 г. (посмертно). Награжден орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
4 группаГерой Советского Союза Корольков Иван Васильевич.
12,16,18,16,13,30,12,16,3 – 10,3,1,15 – 3,1,19,10,13,30,6,3,10,25.
_______________________ призван на военную службу в 1942 году, участвовал в Курской битве, в форсирование Днепра, в освобождении Белоруссии. Был тяжело ранен. За исключительную отвагу, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками, присвоено звание Героя Советского Союза.
5 группаГерой Советского Союза Механошин Кирилл Петрович.
14,6,23,1,15,16,26,10,15 – 12,10,18,10,13,13 – 17,6,20,18,16,3,10,25.
__________________________ на фронте с 1943 года, в ночь на 17.04.1945 года преодолел с бойцами реку Одер, выбил противника из первой траншеи, дал возможность перебраться через Одер другим подразделениям. Удерживая позицию, отразил 8 контратак. Звание Героя Советского Союза присвоено 31 мая 1945 года.
Бюсты героев, которые вы видели на слайдах, находятся в г. Ханты-Мансийске, на аллеи славы в парке Победы.
Обратите внимание, на книги, подготовленные к классному часу, они расскажут вам о подвиге наших земляков подробно.
17 слайд
Звук биения сердца
18,19 слайды
Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
20,21,22 слайды
Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями дети попадали на войну. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, час. Но храбрость этих возмужавших до срока сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем нам победу. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи военных лет. Прочтем письма детей войны.
По группам зачитываются письма детей.
Звучит музыка “Лунная соната”
1 письмо
“Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 3 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня...”
Запись ленинградской девочки Тани Савичевой.
2 письмо
“В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь “Красное село”, где дедушку расстреляли, а меня12-летнюю, перевели в другой лагерь. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили лагерь “Клоога” для уничтожения. Выжила чудом”.
Рабочая из Таллинна
3 группа
“В начале войны мне было12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы”.
Т.С. Ивлева, полиграфист.
4 группа
“И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала страх и ужас, в плену прошла моя юность”.
Ю.Н. Никитина
5 группа
“Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9,5 лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при 4-й армии. Я выполнял задание по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл... ”
Ю.Г. Подтыкайлов
Пусть эти письма хранятся в ваших сердцах, напоминанием об ужасах войны.
Учитель: Войны остаются в памяти поколений важными битвами и цифрами статистики. Назову главные сражения, повлиявшие на ход войны:
23,24 слайд
Битва за Москву – 30 сентября – 6 декабря 1941 года
Победа под Москвой имела огромное значение. Она стала первым крупным поражением немцев в Великой Отечественной войне. Войска уходили с парада 7 ноября 1941 года прямо на фронт в бой. Для участников Московской битвы была выпущена специальная медаль "За оборону Москвы".
25 слайд
Немецкие войска, 8 сентября 1941 пытались взять Ленинград штурмом, но войска Ленинградского фронта остановили их. Началась длительная осада города на Неве.
Единственный путь - "Дорога жизни", по которому доставлялось в город продовольствие, был проложен по льду Ладожского озера. С начала блокады в городе были введены продовольственные карточки. Всего за блокаду от голода, болезней и бомбежек, по предварительным данным, умерли более 800 (восьми-сот) тысяч человек. Блокада была прорвана 18 января 1943 года, однако до ее полного снятия - 27 января 1944 года ленинградцам пришлось ждать еще целый год. Блокада продлилась 900 дней.
26 слайд
За ценой не стояли, бились насмерть наши войны. А переломным моментом войны стала, Сталинградская битва – 17 июня 1942 – 2 февраля 1943 года. Одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и массовый героизм, который приводил врага в замешательство. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха.
27 слайд
В битве на Курской дуге – 5 июля – 25 августа 1943 года фашисты мечтали взять реванш за крупное поражение под Сталинградом. Немцы планировали окружить наши войска с севера и юга, а потом уничтожить. Но и здесь фашистские войска были разбиты.
28 слайд
Учитель: С судьбами людей тесно переплетаются песни военных лет. Казалось, какие песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудную минуту, и на привале в часы отдыха, и близким и родным вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и невредимыми.
- Кто из вас знает песни, которые были написаны на войне или о войне?
Ответы учащихся
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыке вдвойне.
Мы подошли к следующему пункту нашего маршрута: “Лейся песня фронтовая...”
- Ребята, давайте вместе послушаем фрагменты разных песен о войне.
- Подумайте, какие чувства вызывают у вас эти песни?
(Включаем попурри из военных песен)
Ответы учащихся)
- Песни, написанные о войне и во время войны разные. Если попытаться определить одним словом весь спектр чувств, вызванных песнями, то можно сказать так: это чувство любви к Родине или..... Правильно чувство патриотизма.
Помнит войну каждое поколение нашей Родины. Давайте, посмотрим с вами видео композицию, созданную нашей современницей. Посвящается павшим героем Великой Отечественной войны.
КЛИП
Вывод: Пришло мирное время, но шрамы той войны остались...
- Какие чувства, вы испытали во время просмотра видео фрагмента?
- Какой ценой мы заплатили за победу?
- Почему последним пунктом нашего классного часа является голубь?
Ответы учащихся
Звучит музыка С.Ротару “Аист”
Дети прикрепляют к доске голубей.
Память о войне, жертвах войны набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забыть подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценной миллионов человеческих жизней. Так пусть, полетят наши голуби, взмывая в небо, и принесут мир и покой жителям нашей планеты.
29 слайд
Заключительное слово:
Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май!
Победный май!
В память о нашем классном часе я вручаю вам буклет Дорогами войны. Спасибо за внимание.
30 слайд