Голосование завершено
Бормотова Марина Викторовна (14 лет) - Методическая разработка урока «Вымершие животные по вине человека»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ПРЕДМЕТ:Экология, биология
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:Вымершие животные.
ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ: 10-11 лет, 9 человек (по 3 человека в микрогруппе)
ЦЕЛЬ:Знакомство с представителями животного мира, исчезнувшими с планеты Земли.
ЗАДАЧИ:
Создать условия для выявления основных составляющих понятия «вымершие животные» посредством определения внешнего облика и причин вымирания животных обучающимися;
Определить символы и эмблемы воздействия человека на природу посредством творческого видения данной тематики обучающимися;
Систематизировать имеющиеся информационные данные в единую (табличную) систему;
Развивать мыслительные операции: анализ (анализ разделения целого на части – работа в микрогруппах), синтез (соединение частей в целое – оформление таблицы), обобщение, творческое (создание эмблемы) и воссоздающее (работа по картам) воображение;
Развивать творческое мышление, речь, воображение;
Учить самостоятельно организовывать практическую деятельность посредством информационных карт и творческого подхода;
Формировать практический навык работы в творческих микрогруппах;
Воспитывать любовь, бережное отношение и познавательный интерес к миру природы.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:воспитанники знакомятся с представителями вымерших животных, получают представления о причинах вымирания животных.
ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА: Человек-частица мира природы, и на нем лежит ответственность за его познание, многообразие и существование живых организмов на планете Земля.
ТИП ЗАНЯТИЯ:изучение нового материала.
ФОРМА ЗАНЯТИЯ:учебное занятие
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ:работа в творческих микрогруппах, фронтальная деятельность
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: технология проектирования.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся на ценностно-ориентировочном этапе в рамках технологии проектирования:
? включен элемент технологии критического мышления – заполнение кластера;
? элементы мультимедиа-технологии (презентация, видеосюжет).
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Ценностно-ориентировочный этап.
3. Конструктивный этап (поисковой деятельность в микрогруппах).
4. Презентативный этап (защита работ).
5. Рефлексивный этап (школа настроения).
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Проектор multimedia, экран, компьютер, колонки, электронный носитель с презентациями MicrosoftOffice Power Point.
2. Магнитная доска и магниты.
3. Доска и мел.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Демонстрационный материал:
? Таблица «Вымершие по вине человека животные»;
? Комплект карточек «Причины вымирания»;
? Карточки названия групп
Раздаточный материал:
? Задание для каждой группы;
? Фотографии животных;
? Информационные карты для работы в микрогруппе;
? Карточки с названиями животных;
? Карточки с изображением животных для рефлексии.
СТЕНОГРАММА ЗАНЯТИЯ на тему «ВЫМЕРШИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Поэтапное использование информацион-ных технологий и наглядного материала |
Организационно-мотивационный этап |
Здравствуйте ребята. Я очень рада Вас видеть. Сегодняшнее занятие я хотела бы начать с легенды. Мотивация. Далеко-далеко среди вековых деревьев на берегу светлого и прекрасного озера есть одна поляна. На этой поляне собирал лесной царь всех животных планеты Земля, когда нужно было решать какие-то важные дела. Такое собрание называлось вече. Посреди поляны, где собиралось вече, висел на 4-х столбах большой вечевой колокол. Обычно в этот колокол мог позвонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал защиты. Никто не смел звонить в колокол по пустякам. Однажды лесной царь на очередном вече заметил, что животных стало меньше, и тогда он сам позвонил в колокол так сильно, что его звон было слышно в самой дальней точки Земли (звучит набат колокола). |
Воспитанники слушают легенду |
Слайд № 1
Слайд № 2 |
Создание проблемной ситуации. - Как Вы думаете, чем был обеспокоен лесной царь? |
Высказывания воспитанников: - Пропажей животных. |
||
- А как Вы думаете, куда могли пропасть звери? |
- С животными случилась беда, поэтому они не пришли на собрание, забыли прийти на собрание, животных украли, поймали или их убили. |
||
- Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? |
- О пропавших животных или животных, которых больше нет? |
||
Да действительно тема нашего занятия – «Вымершие животные». Мы с Вами сегодня узнаем, кто такие вымершие животные, какие представители животного мира относятся к вымершим животным, как они выглядели и причины их вымирания. |
Слайд № 3 |
||
Ценностно-ориенировочный этап |
Статистика. Животным мир нашей планеты довольно разнообразен. В настоящее время почти 1000 видам птиц и млекопитающих угрожает вымирание. По данным Всемирного союза охраны природы на 2009 год за последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных. За всю историю нашей цивилизации прекратили своё существование около 200 видов птиц, причем 43 из них исчезли за последние 200 лет. На сегодняшний день вымирание животных стремительно продолжается. Учеными подсчитано, что ежедневно вымирает около 70 видов животных и растений, что составляет три вида каждый час. Все вымершие животные, начиная с 1600 года, занесены в «Чёрный список». |
Воспитанники слушают статистику |
Слайд № 4 |
Заполнение кластера – когда я слышу словосочетание вымершие животные я почувствовала грусть, меня охватывает чувство потери и возникает вопрос почему так произошло? С чем у Вас ассоциируется понятие «вымершие животные»? И какие чувства у Вас вызывает данное понятие? (на доске вывешивается понятие «вымершие животные» от которого отходят стрелки в разные стороны) – заполнение кластера (элемент технологии критического мышления). |
Воспитанники высказывают свои предложения |
Работа на доске – заполнение кластера |
|
На основании этой схемы попробуйте дать определение какие животные называются вымершими. |
Воспитанники дают определение |
||
Ученый зоолог Альфред Брем утверждал, что вымершие животные – это животные, которые исчезли с планеты Земля по различным причинам, но имеющие зафиксированный факт их существования на Земле и которых невозможно восстановить естественным способом. (определение высвечивается на слайде) |
Слайд № 5 |
||
Как вы думаете, каковы причины вымирания животных? Причины, которые дети не смогли назвать вывешиваются педагогом на доску. - захват территории обитания животных; - естественный отбор - уменьшение пищевых ресурсов |
Предположения воспитанников: - Охота на животных. - Браконьерство ради шкуры, меха, мяса, пуха, яиц. - Глобальные природные катастрофы (ледниковый период, похолодание или потепление климата) |
Работа на доске Все названные причины вывешиваются на магнитную доску |
|
Глядя на выявленные причины вымирания животных на какие группы можно разделить имеющиеся причины? Вы действительно правы. Условно можно выделить две группы причин: ПРИЧИНЫ – по вине человека. – без вмешательства человека.
|
Ответы воспитанников: На две группы – первая группа при участии человека, вторая группа – без участия человека. Дети проговаривают какие причины относятся к какой группе. Два воспитанника работают на доске, группируя причины в две группы. |
Работа на доске Вывешиваются название групп. Дети группируют причины в группы. |
|
Давайте попробуем назвать представителей 1 группы. |
Ответы воспитанников: Динозавры, Мамонты |
На доске вывешиваются фото (динозавра, мамонта) |
|
Назовите причины вымирания древних рептилий к которым относятся динозавры? Действительно ученые выдвигают множество различных теорий вымирания древних рептилий, но ни одна из них не может считаться доказанной. Вот несколько из них: - повышение вулканической активности; - похолодание климата; - существует даже такая гипотеза, что плотоядные динозавры съели всех растительноядных, а затем сами вымерли от голода, и многие другие причины. |
Ответы воспитанников. - упавший на землю огромный метеорит; - уменьшение пищевых ресурсов; |
Причины вымирания вывешиваются на доске рядом с фотографией вымершего животного - динозавра |
|
Как вы думаете, каковы причинные вымирания мамонтов? Молодцы. Также к причинам вымирания мамонтов можно отнести и охоту на мамонтов древними людьми, об этом свидетельствуют палеонтологические находки – пропитый позвонок мамонта копьём. Так какой группе можно отнести мамонта? |
Ответы воспитанников: - ледниковый период; - резкое похолодание; - отсутствие пищевых ресурсов. Ответы воспитанников: Его можно отнести и к 1 и ко 2 группе. |
Причины вымирания вывешиваются на доске рядом с фотографией вымершего животного – мамонта. Вся информация вывешивается между двумя группами причин |
|
Верно. Мамонт занимает промежуточное положение между этими условными группами. Поскольку причины исчезновения этого животного связаны как с человеческим, так и с природным фактором вымирания. |
|||
А каких представителей 2 группы Вы знаете? |
Предположение воспитанников. |
||
Конструктивный этап (работа в микрогруппах) |
Для того, чтобы узнать какие же животные вымерли по вине человека я предлагаю вам стать юными исследователями. Вы уже разбиты на микрогруппы. Ваша задача: 1 микрогруппа (ЗООЛОГИ) – сопоставить фотографию вымершего животного с внешним описанием животного, заполнив паспорт вымершего животного. (Сопоставив фото и внешнее описание животного, Вы приклеивает фото в паспорт животного, а затем оформить в таблицу на доске). 2 микрогруппа (ЭКОЛОГИ) – по информационной карте выявить причины вымирания животных. (Прочитав текс Вы должны выявить причини вымирания и, написав на листе бумаги маркером также оформить в таблице на доске). 3 микрогруппа (ХУДОЖНИКИ) – разработать эмблему вымерших животных на формате А-4, оформить на доске. Выполнив работу в микрогруппе каждая группа должна защитить свою работу. На работу в микрогруппе отводится 15 минут. |
Воспитанники работают в микрогруппе, выполняя задания. Оформление таблицы и защита работ. |
Слайд № 6
Работа в микрогруппах. |
Презентативный этап |
Защита работ и заполнение таблицы на доске. |
Воспитанники защищают, т.е. презентуют свои работы, оформляя их на доске в таблице. |
При устной защите заполняется таблица каждым участником микрогруппы, эмблема также оформляется на доске |
Может кто-то желает нарисовать свой символ и объяснить его значение. Если Вам сложно нарисовать может вы расскажете свою эмблему. |
Желающие выходят к доске рисуют и объясняют. |
||
Вы создали свою эмблему вымерших животных (множество различных эмблем). Но существует общепринятый символ воздействия человека на животный мир, этим символом является определённая птица. Определить какая это птица вам поможет небольшой отрывок из мультфильма. Внимание на экран. |
Воспитанники просматривают отрывок из мультфильма. |
Слайд № 7 Просмотр отрывка из мультфильма |
|
Итак, так какая птица стала символом воздействия на живой мир? Кто нам скажет? |
Ответы воспитанников. Дронт или додо. |
||
Действительно Дронт стал символом уничтожения видов в результате неосторожного или варварского вторжения человека в сложившуюся экосистему. Джерсийский трест охраны диких животных, основанный знаменитым натуралистом Джеральдом Дарреллом и занимающийся спасением вымирающих видов, избрал дронта своей эмблемой. Второе название птицы Додо, в переводе с испанского означает глупец, дурак. |
Воспитанники просматривают слайд мультфильма. (внимательно посмотрите на доску, есть ли это животное в таблице?) |
Слайд № 8 |
|
Рефлексивный этап Итоговый этап (шкала настроения) |
Сегодня на занятии мы познакомились с некоторыми представителями вымерших животных, но на самом деле их гораздо больше. Высвечивается фото, название, озвучиваются причины вымирания. |
Слайд № 9 и № 10 Просмотр слайда с вымершими животными |
|
Закрепление нового материала Молодцы, юные исследователи. Вы справились с заданиями, определив вымерших животных и причины их исчезновения, составив таблицу. Скажите, чего не хватает нашей таблице? Правильно, ребята, названия. А как можно назвать таблицу? Верно, «Вымершие по вине человека животные». А сейчас, я предлагаю Вам продолжить фразу : - Вымершие животные – это … - К вымершим животным относятся … - Причинами исчезновения животных можно считать ... |
Закрепление материала. Высказывают название таблице. |
Слайд № 11 |
|
Сегодня на занятии мы узнали причины вымирания животных, но существуют и меры спасения животных, находящихся на грани исчезновения, с чем мы познакомимся на следующем занятии. |
|||
Оценка самого себя и рефлексия. Сейчас я предлагаю вам выбрать животное, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию и наклеить на красивую полянку. Дронт – чувствую себя прекрасно, отличное настроение. Я доволен собой. Материал меня очень заинтересовал, и в дальнейшем буду изучать этот вопрос подробнее. Странствующий голубь – чувствую себя хорошо. Состояние ровное, спокойное. Я хотел бы познакомиться и с другими представителями вымерших животных. Сумчатый волк (тилацинт) – мне не всё удалось. Мне грустно. Я не уверен в себе. |
Воспитанники выбирают и наклеивают животное. |
Слайд № 12 |
|
Всем спасибо. |
Слайд № 13 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пещерный медведь – исчез 10 тыс.лет назад. Причина исчезновения – изменение условий обитания, лесостепь покрылась густыми леса, а также охота человека ради мяса и шкуры.
Орёл Хааста – причина исчезновения – сокращение пищевых ресурсов, истребление человеком как потенциально опасный вид для человека.
Моа – причина исчезновения – охота человека.
Тур – причина исчезновения – активная охота ради мяса и шкуры.
Вересковый тетере – причина исчезновения – освоение земель, что повлекло за собой изменение условий существования, охота ради мяса, считалось ценным продуктом питания, поэтому человек охотился на верескового тетерева.
Атласский медведь – причина исчезновения – деятельность человека привела к изменению обычных мест существования (вырубка деревьев, выпас домашнего скота).
Большерогий Олень – истинная причина исчезновения не выявлена, но ученые бурно спорят о причинах вымирания, называя то одну, то другую причину. Одни ученые считают, что вымирание этого выида животного исчезла после изменения ландшафта территории привычного обитания оленей, другие – считают, что деятельность человека сыграла ключевую роль в исчезновения оленей.
Разноклювая гуйя – причина исчезновения – разрушение мест обитания за счет освоения земель, вырубки леса, как следствие этого они не смогла приспособиться к новым условиям.
Шерстистый носорог– причина исчезновения – вымер около 8 тысяч лет назад, объект охоты, изменение климата.
Создать условия для выявления основных составляющих понятия «вымершие животные» посредством определения внешнего облика и причин вымирания животных обучающимися; Определить символы и эмблемы воздействия человека на природу посредством творческого видения данной тематики обучающимися
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии