Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

11

Голосование завершено
777

Сусина Дарья и Мельникова Юлия (13 лет) - «Использование красивоцветущих растений природной флоры Волгоградской и Астраханской областей для озеленения пришкольной территории»

МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 233

Научно- исследовательская работа

«Использование красивоцветущих растений природной флоры Волгоградской и Астраханской областей для озеленения пришкольной территории»

Авторы: Сусина Дарья

Мельникова Юлия

учащиеся 7 класса

Руководитель: Исаканова Елена Викторовна,

учитель географии и биологии

2017г

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………………………………………3

Практическая часть ……………………………………………………………………………..………..5

Вывод ……………………………………………………………………………………………………….7

Литература…………………………………………………………………………………………………8

Приложения………………………………………………………………………………………………..9

Введение.

В современном мире актуальны вопросы сохранения биоразнообразия и экономии ресурсов всех видов. К началу 21 века в мировом сообществе сложилось понимание необходимости изучения растительного богатства для его разумного использования.

Территории Нижнего Поволжья с давних пор были важной сельскохозяйственной зоной нашей страны. Их длительное интенсивное использование привело к изменению, деградации, а в некоторых случаях и уничтожению растительных сообществ.

В нашем регионе с его континентальным климатом, жарким летом, малым количеством осадков и малоснежной зимой использование растений природной флоры в озеленении антропогенных ландшафтов становится особенно актуальным. Данные виды многолетних и однолетних растений выработали комплекс приспособлений к условиям среды. Их использование в зеленом строительстве придаст насаждениям природный колорит, повысит их эстетическую и природоохранную ценность, поможет создать непрерывно цветущие гармоничные композиции, а также позволит сократить затраты на поддержание их жизненных функций.

Проблема и актуальность: с середины прошлого века внедрением в культуру растений природной флоры занимались ботанические сады, заповедники и природные парки, однако, их работа направлена на изучение редких видов, занесенных в Красную книгу. Наше исследование направлено на изучение красивоцветущих растений достаточно распространенных в Волгоградской и Астраханской областях.

Цель проекта – оценить применение красивоцветущих растений природной флоры Волгоградской и Астраханской областей в озеленении территории школы.

Задачи:

- изучение природной флоры Волгоградской и Астраханской областей;

- отбор растений для исследования;

- создание уголка природной флоры на территории школы;

- наблюдение за растениями, оценка их состояния;

- рекомендации по использованию растений природной флоры в озеленении пришкольного участка, а последующем и других школ города.

Сроки реализации: 2015 – 2018 годы

Материалы и методы исследования

Методической основой являются разработки В.Н. Былова, Р.А. Карписоновой (1978) по созданию и изучению коллекций малораспространенных декоративных многолетников.

Полученные данные обработаны методами математической статистики с использованием программs Excel 2007.

Практическая ценность работы.

На основе проведенных исследований отобран ассортимент травянистых многолетников природной флоры Астраханской и Волгоградской областей, установлены сроки их декоративности, даны рекомендации по агротехнике их выращивания и размножения.

Практическая часть исследования

1.Место отбора образцов

Образцы для исследования были взяты из естественных условий произрастания ранней весной. Зопник клубненосный и герань линейнолопастная – в 500м на северо-восток от Бахтияровского сельского поселения; кермек Гмелина – в 2 км на север от Маляевского сельского поселения; шалфей степной – в 2,5 км на северо-запад от Заплавинского сельского поселения; пижма тысячелистниковая, тысячелистник обыкновенный и будра плющелистная - в 3 км северо-запад, в 4 км на юг и в 6 км на юго-запад от города Знаменск соответственно. Майкараган волжский и ирис карликовый мы получили в подарок от Волгоградского ботанического сада, т.к. эти растения занесены в Красную книгу Волгоградской области, и сбор данных растений строго запрещен.

2.Место и время посадки образцов.

На территории школы было выбрано хорошо освещенное место, защищенное от сильных ветров. Почвы на выбранном участке суглинистые, слегка удобренные. Образцы были посажены в день их сбора, был обеспечен обильный полив и агротехника на весь период исследования.

3.Результаты проведенных наблюдений

Для обоснования успешности выращивания многолетних растений природной флоры на территории пришкольного участка нами была произведена сравнительная оценка видов. Согласно методике В.Н. Былова, Р.А. Карписоновой учитывался комплекс признаков, наиболее полно характеризующих состояние растений в новых условиях, позволяющих дать оценку их хозяйственной ценности и декоративности. К таким признакам относятся: способность к семенному размножению, способность к вегетативному размножению, общее состояние растения и продуктивность его цветения; устойчивость растений к болезням и вредителям; состояние растений после перезимовки. Для оценки каждого из этих признаков применялась трехбалльная шкала. Для комплексной оценки вида средние показатели по всем изученным признакам суммировались. В зависимости от полученной суммы баллов виды и сорта отнесены к одному из трех типов по успешности выращивания в культуре: малоперспективные (5-8 баллов), перспективные (9-12 баллов), очень перспективные (13-15 баллов).

При оценке способности к семенному размножению баллом 1 оценивались виды, у которых не образовывались семена; баллом 2 оценивались растения с ограниченным количеством семян; баллом 3 - виды с обильным количеством семян.

При оценке способности к вегетативному размножению учитывалось число ежегодно образующихся побегов, которые после укоренения можно отделять от материнского растения. Таким образом, растения, имеющие наибольшее число таких побегов, являются более продуктивными и им была дана оценка по 3-балльной шкале.

В год посадки не все растения смогли в полной мере проявить свои декоративные качества: цветение было слабым или вовсе отсутствовало, растения не достигли своих «природных» размеров, семена соответственно не образовались. Поэтому при оценке признака «общее состояние растений и продуктивность цветения» наивысший балл «3» не получил ни один из исследуемых видов. Однако уже на следующий год после посадки все Баллом «2» оценивались виды и сорта, обильно и регулярно цветущие, находящиеся в хорошем состоянии. Балл «1» получили слабые растения, на которых развивалось мало соцветий. Такой признак, как устойчивость растений к вредителям и болезням нами не учитывался, так как все виды практически не повреждались болезнями и вредителями. Признак «устойчивость растений к вредителям и болезням» был заменен на признак «продолжительность цветения», определяющий декоративность растения. Каждому виду была дана оценка этого признака по 3-балльной шкале.

Состояние растений после перезимовки оценивали как плохое (1 балл), если весной наблюдался значительный выпад особей; как среднее (2 балла), если уменьшалось число побегов у отдельных особей; как хорошее (3 балла), если все особи сохранялись и число побегов не уменьшалось.

По результатам исследований все виды, отобранные нами для исследования, оказались перспективными для выращивания на территории школы. Как очень перспективные нами были оценены герань линейнолопастная, пижма тысячелистниколистная. Практически по всем изучаемым признакам они получили наивысшие оценки, так как продолжительно цвели, образовывали семена, имели много побегов возобновления, были зимостойкими и морозоустойчивыми. Наименьшее число баллов получила будра плющевидная, так как во время исследований растения были слабыми, соцветий развивалось очень мало, прирост за теплый сезон был небольшой, после зимы были значительные выпады. Видимо, это связано с недостаточным поливом и солнечным местом посадки. Данные наблюдений представлены в таблице (см. приложение 3)

Вывод

В результате проведения комплексной оценки для применения в озеленении территории школ рекомендуются: зопник клубненосный, герань линейнолопастная, пижма тысячелистниколистная, тысячелистник обыкновенный, майкараган волжский, шалфей степной, ирис карликовый и кермек Гмелина.

Данные растения приспособлены к местным условиям среды (засушливому лету, малоснежной зиме), нетребовательны к почвам и не требуют специального ухода.

Наблюдения за растениями будут продолжены. Также планируется расширить ассортимент исследуемых образцов.

Литература

1. Былов В.Н. Основы сравнительной сорт-оценки декоративных растений //Интродукция и селекция цветочно-декоративных растений. М.,1978 С.3 – 32

2. Былов В.Н., Карписонова Р.А. принципы создания и изучения коллекции малораспространенных декоративных многолетников// Бюл.ГБС.Вып.107.С.77-82

3. Красная Книга Волгоградской области Т.2 – растения. Волг.,2010г

4. Красная Книга Астраханской области. Астр., 2004г

5. www.rostovipk.ru

6. https://ru.wikipedia.org


Работа связана с внедрением в озеленение пришкольного участка декоративными растениями природной флоры региона

Отправлен сертификат:Конкурс экологических проектов «Экология глазами детей»

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

https://ecogifts.tilda.ws/