Голосование завершено
Шепелева Ирина Петровна (26 лет) - Мультимедийная интерактивная игра -шоу по ТБО «Незнайка не знает»
Презентация мультимедийной игры https://cloud.mail.ru/public/2ejn/kEyggfw6V
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска
«Детский экологический центр «Косатка»
«Незнайка не знает» |
Мультимедийная интерактивная игра
Автор: Шепелева Ирина Петровна
Хабаровск
Актуальность
«Лично я не захотел бы жить в мире без птиц, без лесов, без животных – всяких: малых и больших. Да человек попросту не смог бы жить в таком мире. Между тем скорость, с какой люди опустошают нашу удивительно прекрасную планету, растёт из года в год, из месяца в месяц. Долг каждого – попытаться предотвратить ужасное осквернение нашего мира, и в эту борьбу каждый может внести пусть маленький, пусть скромный вклад.»
Джеральд Даррел
Важнейшей задачей современного человека является забота о состоянии окружающей природной среды. Бурное промышленное развитие привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому, сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения человека уже со школьной скамьи. От нас зависит, каким будет наш край в ближайшем и отдаленном будущем.
Доля городского населения во всем мире, и в частности в нашей стране, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека. Ситуация в сфере обращения с отходами как во всей России, так и в Хабаровском крае продолжает оставаться сложной. Все мы, хотим того или нет, несем ответственность за то, что наша планета постепенно превращается в огромную мусорную свалку. Данная разработка направлена на привлечение внимания учащихся к проблеме твердых бытовых отходов.
Методические рекомендации к проведению игры
«Незнайка не знает»
Тип занятия: мультимедийнаяинтерактивная игра
Методы:
диалогические
репродуктивные
эврестические
словесно – наглядные
проблемно-поисковый;
эвристические.
Формы:
игровая
воспроизводящая
тренировочная
творческая
групповая
индивидуальная
Демонстрации: мультимедийная презентация игры.
Оборудование: интерактивное оборудование (медиапроектор, экран, ПК), призовой фонд.
Игра «Незнайка не знает» построена в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками и триггерами. Данную игру можно использовать в образовательных и воспитательных целях на, уроках биологии, географии, экологии, для проведения занятий в системе дополнительного образования и при проведении внеклассных мероприятий с детьми краеведческого и природоохранного характера.
Цель: Знакомство с классификацией отходов и способами избавления от них; создание условий для формирования сознательного отношения к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении.
Задачи:
1. Познакомить участников игры с видами отходов, способами уменьшения количества мусора.
2. Привлечь внимание населения к проблеме ТБО.
3. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции по отношению к проблемам окружающей среды.
Направленность: разработка данной игры направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.
Рекомендации по проведению игры:
Игра в форме интеллектуального соревнования. Перед началом игры формируются команды. Команды придумывают названия, выбирают капитанов.
Игра запускается открытием файла Презентация. Ведущий зачитывает вопрос, команды обсуждают, (на размышление и обсуждение дается 60 секунд), по решению капитана участник команды отвечает на вопрос.
Игра состоит из четырех блоков:
v «Как называются отходы?»
v «Выберите правильный ответ»
v «Устами младенца»
v «Что делать?»
Между заданиями для команд – познавательный материал для всех присутствующих на занятии.
Слайд 3.
Вопрос на соответствие: Ребята отвечают на листочках, организатор игры наводит курсор мыши на названную ячейку и нажимает на неё, на экране появляется стрелка, указывающая правильный ответ.
Слайды 4 – 6.
На следующих трех слайдах «Как называются отходы…. Появляется описание, ребятам необходимо ответить, о каких отходах идет речь. Ведущий наводит курсор мыши на слайд, на экране появляется правильный ответ.
Слайд 7. Информационный слайд.
Классификация отходов
Слайды 8– 20.
На этих слайдах вопросы с несколькими ответами, команды выбирают один из ответов, организатор игры наводит курсор мыши на названную ячейку и нажимает на неё, если ответ правильный, происходит увеличение шрифта и мерцание, цвет надписи не изменяется. При неправильном ответе происходит изменение цвета ячейки.
Слайд 21. Информационный. Что такое ТБО.
Слайды 22 – 28. Следующий этап игры – «Устами младенца…».
Ведущий наводит курсор мышки на экран, при каждом нажатии появляется строчка - описание. Если команды не угадывают, ведущий наводит курсор на слайд, появляется следующая строчка. Выигрывает команда, которая быстрее отгадала, то о чем идет речь.
Слайды 29 – 32. «Что делать?
На слайдах вопросы, на которые участники должны предложить ответы, что делать, если…Для получения правильного ответа, ведущий наводит курсор на слайд, кликнув левой кнопкой мыши. Выигрывает команда, давшая правильный ответ.
Слайды 33 – 35. Информационные.
Команды обсуждают вопрос, (на размышление и обсуждение дается 60 секунд). По решению капитана участник команды отвечает на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Побеждает команда, набравшая за время игры наибольшее количество баллов. Победители награждаются дипломами победителя и подарками; игроки проигравшей команды награждаются грамотами участников и подарками.
1. Педагог может организовать участие нескольких команд на свое усмотрение.
2. Пытаться должен стараться привлекать к работе всех обучающихся, а не отдельных активных учеников.
3. По мере возможности как можно эффективнее использовать игровые формы проведения занятия, соревновательные моменты.
4. Не терять внимания учащихся.
5. Говорить как можно более энергично.
6. Постоянно показывать иллюстративный материал.
7. Пусть учащиеся сами думают, нежели чем просто слушают.
8. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
Для успешного проведения игры необходимо следующее:
Участники игры должны:
? Знать о влиянии мусора на окружающую природу и жизнь человека.
? Иметь представление о разнообразии бытового и промышленного мусора.
? Знать о проблемах утилизации мусора и возможные пути их решения.
? Уметь работать в малых группах.
Организатор и ведущие игры должны:
? Уметь организовать работу в малых группах, создать благоприятную атмосферу для творческой работы.
? Подготовиться к игре, знать её содержание, иметь навыки работы с компьютером, мультимедийным оборудованием.
? Сформировать жюри или назначить счетчика.
? Сформировать призовой фонд игры.
Литература
1. Бурков, Н. А. Прикладная экология. – Киров: Вятка, 2005. – 272 с.
2. Толкачёва, Л.Ю. Свалка по имени Земля / Т.Ю. Толкачёва // Педсовет, 2005. - №11. – С. 3 – 5.
3. Мусор Земле не к лицу. Методическое пособие для учителей по организации мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников в области обращения с отходами / Научный редактор д.б.н., проф. В.А Рассыпнов. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – 66 с.
4. «Сохраним планету голубой и зеленой»: экологический брейн- ринг/ Сост. Ичетовкина Т.И. // Областной смотр-конкурс «Библиотекарь- эколог» (Материалы участников смотра-конкурса). Вып.2/ Киров. ордена Почета государственная универсальная областная научная им. А.И. Герцена; сост. Е.А. Чемоданова. – Киров, 2005 - 92 с.
Интернет – ресурсы
1. www.herzenlib.ru/ludiimusor/doc/exp_vyat_ot_chisto...?
2. www.herzenlib.ru/ludiimusor/doc/exp_vyat_za_tvoiu_...
Приложение 1
Вопросы к игре
Слайд 3.
I. Как называются отходы?
1. Сколько лет до полного разложения будет лежать в земле:
Бумага, консервная банка, полиэтиленовый пакет, стеклянная банка?
Бумага 2 года, консервная банка 90 лет, полиэтиленовый пакет 200 лет, стеклянная банка 2000 лет
Слайд 4.
2. Как называются отходы всего того, что образуется в процессе производства или после завершения его цикла, кроме продуктов в виде энергии или веществ - предметов производства? (Отходы производства).
Слайд 5.
3. Как называются отходы машин, станков и другого устаревшего оборудования предприятий? (Промышленные отходы потребления).
Слайд 6.
4. Как называются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей и удаляемые ими как нежелательные или бесполезные? (Бытовые отходы).
Слайд 7.
Информационный слайд. Классификация отходов.
Отходы производства - все то, что образуется в процессе производства или после завершения его цикла, кроме продуктов в виде энергии или веществ - предметов производства.
Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического (материального) или морального износа.
Промышленные отходы потребления - машины, станки и другое устаревшее оборудование предприятий.Бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей и удаляемые ими как нежелательные или бесполезные.
II. Выберите правильный ответ
Слайд 8.
5. Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:
? Пластмасса
? Бумага
? Стекло
Слайд 9.
6. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?
? производство упаковочных материалов
? переработка мусора
? производство автомобилей
Слайд 10.
7. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
? рассортировать
? собрать в одном месте
? раскрошить
Слайд 11.
8. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
? компостировать
? сжечь при специальных условиях
? переплавить
Слайд 12.
9. Первоочередная забота при выборе места свалки:
? ограждение места свалки
? укомплектование соответствующей техникой
? защита поверхности земли и грунтовых вод
Слайд 13.
10. Появление «партизанских» свалок влечет за собой:
? загрязнение почвы
? уродство ландшафта
? изменение климатических условий (температура, влажность).
Слайд 14.
11. Вредные выбросы оказывают влияние:
? только на те регионы, где появилось загрязнение
? на близлежащие регионы
? даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
Слайд 15.
12. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду
? рециркуляция (повторное использование отходов)
? разработка правовых механизмов регулирования процесса
? их захоронение
Слайд16.
13. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
? экологическим кризисом
? загрязнением
? интродукцией
Слайд 17.
14. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
? теплоэнергетика
? теплоэнергетика
? автотранспорт
Слайд 18.
15. Гарбология - это
? наука о доме, местопребывании
? мусороведение
? наука, изучающая почву
Слайд 19.
16. Самая «страшная добавка к воде»
? бытовой мусор
? пестициды
? минеральные удобрения
Слайд 20.
17. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
? твердые вещества
? жидкости
? газы
Слайд 21. Информационный. Что такое ТБО.
? картон, газетную, упаковочную или потребительскую бумагу, всевозможную тару (деревянная, стеклянная, металлическая)
? вышедшие из употребления или утратившие потребительские свойства предметы и изделия из дерева, металла, кожи, стекла, пластмассы, текстиля и других материалов
? сломанные или устаревшие бытовые приборы - мусор, а также сельскохозяйственные и коммунальные пищевые отходы - отбросы.
III. Устами младенца
Слайд 23.Первый вопрос.
1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
Пластмасса.
Слайд 24.Второй вопрос.
1. Ее изобрели китайцы.
2. У нас ее получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из нее получается много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
Бумага
Слайд 25.Третий вопрос.
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
Стекло
Слайд 26.Четвертый вопрос.
1. Это то, без чего мы уже не можем жить.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Когда это попадает в воду, образуется много пены.
4. Это убивает рыбу в воде, растения.
5. С помощью этого вещи становятся чище.
Синтетические моющие средства
Слайд 27.Пятый вопрос.
1. Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде — в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что-то новое.
5. Это бывает цветным.
Металлолом
Слайд 28.Шестой вопрос.
1. Его производит обыкновенная корова.
2. В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения.
3. Когда его слишком много это становится настоящим бедствием.
4. Его необходимо компостировать.
Навоз
IV. Что делать?
Слайд 30.
1. Что делать с разбившимся градусником?
Лучше всего обратиться за консультацией или помощью к специалистам (как правило, МЧС - по телефону 01 или 112, если вы звоните с мобильного телефона). Так будет лучше для вашей же безопасности.
Слайд 31.
2. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?
Слайд 32.
НЕТ! Краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения
3. Как поступить с использованной батарейкой?
Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, вы практически всегда увидите на ней этот знак:
Это означает: «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации». Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов
Слайд 33. Информационный слайд.
Внимание! Среди твердых бытовых отходов есть опасные специальные отходы, которые нельзя хранить вместе с другими, необходимо уничтожать по специальной технологии.
Батарейки и лекарства, термометры и перегоревшие лампы дневного света, остатки лака, клея, краски, дезодоранта – все это специальные отходы.
Слайд 34. Информационный слайд.
Помните! 1 тонна собранного раздельного мусора: спасает 13 деревьев,
• сохраняет 2,58 барреля нефти,
• экономит 4100 кВт/час электроэнергии,
• бережет 32 литра чистой воды!
Слайд 35. Информационный слайд.
Знаете ли вы?
• 80% мусора составляют твердые бытовые отходы, которые после переработки могут быть использованы вместо природных ресурсов.
• Жители города за год выбрасывают 500 тысяч тонн мусора.
• Каждый житель города за год производит 300 кг. Мусора.
• Если в течение года вытряхивать содержимое мусорных ведер в товарные вагоны, наберется состав длиной 1,5 тысячи км.
• Собрав 30 кг макулатуры, можно спасти от вырубки одно дерево.
Слайд 36.
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы...
Игра «Незнайка не знает» построена в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками и триггерами. Данную игру можно использовать в образовательных и воспитательных целях на, уроках биологии, географии, экологии, для проведения занятий в системе дополнительного образования и при проведении внеклассных мероприятий с детьми краеведческого и природоохранного характера. Цель: Знакомство с классификацией отходов и спосо¬бами избавления от них; создание условий для формирования сознательного отношения к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении.
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии