Голосование завершено
Микова Екатерина Викторовна (14) - Полотенце моей семьи
В нашей семье хранится и передаётся от поколения к поколению декоративное домотканое льняное полотенце. Ценность его заключается в том, что оно полностью сделано своими руками, руками одной из моих прапрапрабабушек или их матерей во второй половине 19 века. Досталось полотенце мне от бабушки по материнской линии. А бабушке полотенце отдала её мама, моя прабабушка, которая родилась в Кировской области в Немском районе. У неё это полотенце было приданым и досталось ей от своих бабушек или со стороны отца, или со стороны матери. Родились они приблизительно в 80-х годах 19 века. Кто сделал это полотенце – одна из моих прапрапрабабабушек, Агафья или Неонила, или их матери, а может и бабушки, сейчас не узнаешь. Раньше к вещам, выполненным своими руками, относились по-другому. Вещи использовали в быту по назначению, купить что-то было трудно или невозможно, многое делали своими руками. Относились к своему труду обыденно, без пафоса, поэтому, скорее всего, историю не сохраняли.
Технологию изготовления полотенца мне рассказала бабушка Нина, которая родилась в 1948 году, и в детстве жила в селе Колобово Кировской области. Она сама видела и до сих пор помнит, как создавалось льняное полотно. Занимались этим, в основном, бабушки. Это было традиционным занятием крестьян. «Лён вымотает – лён и озолотит» – так гласит древняя русская пословица. Семена льна сеяли на поля весной, а в августе лён драли (выдирали с корнем или срезали серпами) и связывали в небольшие снопы. Оставляли на поле для просушки. Затем эти снопы пропускали через мялку или выбивали палками. Таким образом снимали с растений верхний слой (кострику – твёрдый, ломкий слой). Затем чесали лён: через металлические гребни пропускали волосистую часть снопов и доводили до мягкого состояния. Получалась куделя. Затем куделю пряли на прялках, и получалась нить, которую наматывали на веретено. Нитка получалась серой. Из справочной литературы я узнала, что слова: мялка, кострика, куделя или кудель – почти повсеместно употреблялись на территории нашей страны, являются историзмами.
Потом на стане, который был практически в каждом доме, ткали полотно из этих ниток. При переплетении ниток получалась ткань. Плотность и ширину полотна можно было настроить на ткацком стане. Чем тоньше были спрядены нитки, тем мягче получалась ткань. В марте полотно вымачивали в реке и расстилали на снегу. Так ткань отбеливалась и становилась мягче. Использовали льняное полотно для разных целей. Изо льна раньше ткали не только полотенца, но и кушаки (пояса), половики, ковры, рядно (полотно для постельного белья), онучи (ими обматывали ноги, а потом одевали лапти).
Декоративные полотенца, использовали не каждый день, а по праздникам, например, на свадьбах. Хранили как зеницу ока. На этом полотенце выносили хлеб, соль на свадьбе моей бабушки Нины и дедушки Вовы в 1970 году. А ранее, в 1947 году, – на свадьбе моей прабабушки Жени и прадедушки Егора. Считалось, кто больше кусок хлеба откусит, то и будет в доме хозяин. Также полотенцами украшали красный угол в избе, где стояли иконы. Чтобы полотенце было нарядным, его вышивали, украшали кружевами, которые плели из этих же льняных ниток. Нитки и полотна красили натуральными красками. Для получения красного цвета использовалась лебеда, желтого – бессмертник, череда и щавель. Оранжевый цвет давал чистотел, зеленый - крапива, шишки осины. Синюю краску получали из корня дуба и ясеня, цветов василька, ягод черники. Дёгтем красили в чёрный цвет. Так и на нашем полотенце есть кружева и цветная вышивка, выполненная крестиком. Полотенце украшают снегири и надпись «Что на ветке так уныло птичка милая сидит». Наличие буквы ер после твёрдого согласного говорит о том, что это полотенце дореволюционное. Предполагаю, что мои предки, живущие в 19 веке в деревнях Кировской области, были неграмотными и фразу не писали, а срисовывали. Об этом говорят лишние буквы в конце строк, слитное написание слов и отсутствие знака препинания в конце предложения.
Для меня это не просто полотенце, а семейная реликвия. Пусть оно не такое красивое, как в музеях, и не имеет ценности. Но оно полностью выполнено своими руками, руками моих предков. Хранится в семье с 19 века. Его держали в руках все мои родственники по материнской линии. Многих уже нет. Но это полотенце хранит тепло их рук, помнит радость и печаль моей семьи, связывает меня с моими предками. Это полотенце как нить времени в прямом и переносном смысле. Я буду беречь эту вещь и расскажу потом своим детям историю нашей семейной реликвии.
Что связывает людей одной семьи, одного рода? Конечно же, память, фотографии и предметы, передающиеся из поколения в поколение. Эти семейные реликвии могут не иметь ценности, однако берегут их как зеницу ока. Ведь эти предметы как связь времён, нить времени. Вот и в нашей семье есть такая реликвия - рушник.
Отправлен сертификат:Конкурс «История моей семьи»