Голосование завершено
Говорова Алевтина Николаевна (16 лет) - Экскурсия к реке Вычегда
Министерство образования и молодежной политики Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа № 41» г. Сыктывкара
(ГОУ РК «С(К)Ш № 41» г. Сыктывкара)
«41 №-а торъя (коррекционной) школа» Сыктывкарын Коми Республикаса
канмуобщеобразовательной учреждение
ул. Мира, д. 4, Сыктывкар, Республика Коми,167018
Тел/факс (8212) 627-346; e-mail: skosh41@minobr.rkomi.ru
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А
В Н Е К Л А С С Н О Г О М Е Р О П Р И Я Т И Я
на тему
«Река Вычегда»
Экскурсия
Автор – составитель:
Говорова А.Н.
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2017 г
Пояснительная записка
Данная методическая разработка мероприятия (экскурсии) может быть использована во внеурочной деятельности с учащимися с ОВЗ.
Сроки проведения: первая неделя сентября или конец мая.
Возрастная категория учащихся: младшие школьники, 4 класс
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению природы родного коми края, воспитание ответственности за состояние окружающей среды.
Задачи
· Коррекционно – образовательные:
- формировать знания о природе и её закономерностях;
- обеспечение преемственности в содержании взаимосвязанных учебных дисциплин – «Развитие устной речи», «Живой мир», «Окружающий мир», «Чтение»;
- обеспечение сознательного усвоения и закрепления изучаемого материала через экскурсию, выполнение практических заданий;
- формирование и активизация коммуникативной функции речи, посредством опоры на знания учащихся, полученных в курсах учебных дисциплин «Русский язык и развитие речи», «Чтение и развитие речи».
· Коррекционно – развивающие:
- формирование познавательных интересов, учебной мотивации, стимулирование поисково - познавательной активности, внимания учащихся с ОВЗ;
- обеспечение педагогической помощи в раскрытии потенциальных возможностей ребенка;
- коррекция речи и пополнение словаря учащихся новыми терминами.
· Коррекционно – воспитательные:
- обеспечение условий нравственного, экологического воспитания учащихся,
- формирование у учащихся чувство ответственности за состояние окружающей среды; развитие чувства эмпатии, сопереживания,
- способствовать сплочению детского коллектива.
Форма занятия: коллективная.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
В результате проведения экскурсии учащиеся должны знать:
· представителей растительного и животного мира реки Вычегда;
· понятия «исток», «притоки» реки;
· соблюдать правила поведения у реки.
Уметь:
· применять ранее полученные знания на практике;
· приводить примеры растений и животных, обитаемых рядом с водоемом;
· приводить в порядок окружающую среду.
Перед проведением экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности на экскурсиях и в турпоходах, с записью в журнал инстуктажа.
Конспект занятия.
«Республика Коми. Эжва. Река Вычегда»
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы с вами пойдём на экскурсию к реке, которая протекает возле нашего Эжвинского района. Узнаем её историю, какие растения, и какие животные обитают на её берегах. Приведем в порядок небольшой участок берега реки. Прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним, как вести себя по дороге, у реки. (Соблюдать правила дорожного движения, у реки не шуметь, не сорить)
-Кто из вас вспомнит, как называется наша река? (Вычегда, по коми - Эжва)
2. Основная часть.
- Вот мы и пришли на нашу речку. Полюбуйтесь, какая она красивая. Всё вокруг зелёное и синяя вода. Оказывается, ребята, наша речка является самой родной и любимой не только людям, живущим в республике Коми, но и жителям Архангельской области.
- Хотите отправиться в путешествие по реке? Сначала мы с вами мысленно переместимся на большую лодку, на которой мы поплывем по нашей речке. И путешествие мы начнём в самом начале реки. Для этого нам с вами нужно «поехать» в Усть-Куломский район и пройти пешком немало километров по тайге, к болоту Дзур-Нюр, образованное из слияния двух ручьёв — Лун-Бож и Вой-Вож. Место, где берёт начало река называется исток.
- Итак, мы с вами проплыли на нашей лодке 2 ручья, что происходит с ручейками? (они становятся шире) Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи - притоки. У нашей реки Вычегда очень много притоков, больше тысячи! И один из притоков находится рядом с нашим районом и называется Вишера.
- Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается Вычегда.
- Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком. И наша река вместе с другими реками являются притоками большой реки под названием Северная Двина. А эта река впадает в Белое море.
- Какое коми название имеет наша? (Эжва)
- Древнее название реки на языке коми — Эжва, что значит «луговая вода», по другой версии — «жёлтая вода».
- Говорят, раньше река Вычегда была судоходной. По реке плавали древние суда. Что могли возить на судах (продукты, одежду, людей, лес). А что мы наблюдаем сейчас? (по реке сплавляют только лес и только весной, потому что речка высыхает летом и по ней невозможно передвигаться даже малым катерам).
-Люди всегда строили свои дома у рек. Почему? Людям нужна вода для питья и пищи. Вода нужна животным и растениям.
-Да, раньше не было водопроводов, как сейчас, и речка и поила и кормила. И наши предки обосновались у реки Вычегда и вырос наш замечательный район Эжва.
Я сейчас прочитаю вам стихотворение Алексея Ткачева
Красоты полна и величия,
К морю Белому мчится Вычегда.
Глубока река - вброд не выбрести.
Может целое море вынести!
А по берегу все леса, леса…
Зори ясные разгораются!
Воют с осени вьюги нервные,
Да белы весной рощи вербные.
Лето знойное, ночи светлые,
Сосны стройные, благолепные.
Там и дышится, и мечтается!
Всё хорошее вспоминается!
- Как называет поэт нашу реку? (красоты полна и величия, глубока река). С какими чувствами написал поэт это стихотворение?
- Возле воды принято отдыхать – тут свежий воздух, «легко дышится, мечтается, все хорошее вспоминается».
- Река - это сообщество, где все друг другу нужны: и растения, и животные. А в нашей реке водятся рыбы? Какие? Как называются рыбы, которые водятся в реке? (водится щука, лещ, стерлядь, налим, окунь, сорога и др. рыбы – речные)
- Какие насекомые водятся возле речки? (бабочки, стрекозы, комары, мухи, улитки, жуки и т.д.)
Игра «Покажи животное» дети изображают животных мимикой и движениями.
-Дети, обратите внимание на растения у реки. У реки растут те растения, которые не могут жить без воды. Это подорожник, клевер и другие. По берегам рек очень часто встречается дерево ива.
- Скажите, приятно смотреть, когда вокруг нас чистая и красивая природа?
Мы тоже можем помочь взрослым сохранять нашу природу, например: мы можем заботиться о состоянии нашей Вычегды. К сожалению, на берегах реки мы с вами видим много мусора, хлама.
- Кто кидает этот мусор? (Люди).
- Как вы думаете, а можно было избежать захламлённых мусором берегов нашей реки? Как? (Не сорить людям, не кидать мусор, не сливать грязные сточные воды).
Послушайте историю.
Мы
приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)
– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие? Какие правила, они нарушили? Что произойдет с рекой, если все люди так будут поступать?
- Сейчас мы очистим полянку от мусора, соберем его в пакеты, а потом унесем на мусорку. Проводится акция «Очистим площадку реки от мусора»
- Давайте будем беречь нашу речку. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
Подведение итога
- Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник. Ребята, давайте беречь воду всегда и везде, потому, что без воды невозможна наша жизнь.
- Что было особенно интересным для вас на экскурсии? Помните: Берегите себя и мир, в котором вы живете!
Домашнее задание
Нарисовать рисунок о чистой реке Вычегде.
Экоурок разработан в форме экскурсии на территорию реки Вычегда. Основная цель урока: формирование у учащихся интереса к изучению природы родного коми края, воспитание ответственности за состояние окружающей среды.
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии