Голосование завершено
Черкасов Антон (11 лет) - Исследовательский проект Как вырастить дуб в домашних условиях, высадить саженцы на территории села для создания «Аллеи выпускников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект
Как вырастить дуб в домашних условиях, высадить саженцы на территории села для создания «Аллеи выпускников»
Выполнил: ученик 5 класса Черкасов Антон
Руководитель: руководитель НОУ « Поиск»Кулаева Л.М, учитель биологии Давыдова Д. В
с. Первомайское
Введение
Лес – это растительное сообщество. В наши дни он испытывает на себе сильное влияние со стороны человека. Человек вырубает лес, загрязняет, пожары наносят лесу непоправимый вред.
Вмешательство человека в жизнь леса нельзя остановить, но всем надо стремиться к тому, чтобы причинять лесу наименьший вред и, зная многие «биологические» тайны леса, помогать ему, сберегать и охранять его.
Сделать это может только человек. Единственный и надежный путь возобновление леса - это посев семян или посадка саженцев.
В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Крепок, огромен ствол этого дерева. Растет оно очень медленно. Тот, кто захочет его вырастить, должен запастись терпением. Нужна не одна человеческая жизнь, чтобы выросло настоящее дерево-богатырь.
Актуальность: Лес – это лёгкие нашей планеты! Чем больше мы посадим деревьев, тем лучше сохраним природу, улучшим экологию.
У меня во дворе дома тоже растет дуб и каждую осень он разбрасывает свои семена (желуди) вокруг своего ствола. Осенью мы собрали все желуди и подарили выпускникам для выращивания саженцев. Выпускники решили на территории села посадить дубовую аллею и назвать ее «Аллея выпускников».
Так как у нашей семьи есть опыт выращивания саженцев из желудей, мы решили оказать помощь в посадке семян и уходу за ростками.
Целью настоящего исследования является процесс выращивания дуба из семян в домашних условиях.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- определить, что такое дуб, и какие для него требуются условия для роста;
- подготовить для эксперимента желуди, необходимую землю;
- провести эксперимент и описать его;
- высадить саженцы на территорию школы и села;
- из полученного результата сделать выводы.
Гипотеза:
мы считаем, что в домашних условиях можно вырастить саженцы дуба.
Предмет исследования: семена дуба.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Сбор семян с поверхности земли.
3. Посадка семян
4. Наблюдение за ростом и развитием растения.
5. Анализ полученных результатов исследования.
6. Посадка саженцев на территорию школы и села.
Срок: октябрь 2016-май 2017
1. Теоретическая часть.
Дуб обыкновенный
Издавна известны были целительные свойства дуба – особенно настоек из дубовых листьев, а также несравненная польза дубовых банных веников.
Дуб — «король леса», символизирует выносливость, силу; также славу; в Древнем Риме венок из дубовых листьев был высочайшей наградой полководцу-победителю. У друидов дуб был самым почитаемым деревом; в христианском символизме дуб означает веру и добродетель.
Какими только величавыми словами люди ни называют это дерево, поражающее своей красотой и мощью. Издавна у различных народов мира сложилась традиция почитать дуб как священное дерево. У него особая энергетика и своя история. И в ландшафтном дизайне этому чудо-дереву отводится почетное место. Трудно себе представить, скажем, парк, в котором не нашлось бы место дубу. В противном случае общий ансамбль зеленых насаждений без «короля» может показаться незавершенным и неполным.
Дуб – это весьма обширный, объединяющий в себе около 600 видов, род деревьев и кустарников семейства Буковые.
По форме листья могут быть цельные или лопастные. Цветет дуб мелкими однополыми цветками, то есть на одном дереве могут быть представлены либо только женские, либо только мужские цветы. Женские цветки, имеющие при основании множество чешуевидных листочков, образуют так называемые сережки в виде небольших пучков, а сережки на основании мужских цветков – длинные, вытянутые, свисающие. Плоды дуба – желуди, которые по сути своей являются орехами.
Дуб – дерево-долгожитель, при благоприятных условиях может прожить в среднем от 500 до 1500 лет. Растет дерево очень медленно, наиболее интенсивный рост отмечается в период от 5 до 20 лет жизни растения. Развивает очень мощную и сильно разветвленную корневую систему. Дерево предпочитает расти в затенении, но таким образом, чтобы верхушка была открыта солнцу.
Хорошо растет на богатых и влажных почвах, хотя избыточного переувлажнения не переносит. Может расти и нормально развиваться, в том числе, на сухих и засоленных почвах, к тому же обладает высоким уровнем засухо- и жароустойчивости, за что высоко ценится в озеленении.
Выращиваемое в питомниках дерево пересаживают обычно через 2-3 года. Чем моложе деревце, тем легче переносит эту процедуру. При пересадке в первые 5-7 дней дуб желательно применить.
Но это в питомниках. А получится ли у нас вырастить дуб в домашних условиях для последующей высадки весной в грунт?
2. Экспериментальная часть.
Выращивание дуба в домашних условиях
Дубовые желуди можно собирать осенью или весной. Оба времени года хороши в этом плане по-своему. Осенью под любым дубом вы найдете столько желудей, что из них можно будет вырастить целую рощу. Однако далеко не все они будут качественными, всхожесть у них может оказаться даже ниже 10%. Перезимовавшие же желуди, особенно те, которые после схода снега проклевываются ростками, взойдут с вероятностью 80-90%, но отыскать их будет не так-то просто. Большинство из них погибнет под снегом или будет съедено грызунами. В конце августа нами было собрано около 200 семян дуба. Мы их завернули в мох и до конца октября держали в прохладном месте.
Наш эксперимент начался осенью в конце октября 2016 года. Я рассказал выпускникам о дубе, о его целебных свойствах, как посадить семена и ухаживать за ростками.
Мне стало интересно, взойдут ли посаженные желуди, подаренные выпускникам. Таким образом, у нас начался эксперимент.
Все выпускники приготовили посадочный материал (горшки и землю), проверили семена на всхожесть (опускали их в теплую воду, те семена которые всплывали, негодные для посадки) и почти в один день посадили желуди.
Теперь мы будем
их обильно поливать и держать на свету (я посоветовал поместить горшочки на
подоконнике).
К концу декабря 2016 года, посаженные желуди наконец-то дали ростки, но не все сразу. Два месяца мы ждали результата. Произошло это 25декабря.
Прорастание желудя своеобразно. Вверх поднимается тонкий зеленый стебелек. Сначала он безлистный, и только спустя некоторое время на его верхушке можно видеть небольшие, но типичные дубовые листья.
Листья были нежно - зелёного цвета, а сейчас
цвет насыщенный. Размер листовой пластинки колеблется от 3 до
Теперь я помогаю за ними ухаживать. Впереди у них много-много дней роста, а у меня наблюдения.
Растет
дуб в домашних условиях сначала очень быстро. В среднем за неделю саженцы дуба
прирастают на 1см
Наши
саженцы стали таких размеров:
В первые дни росток развивался быстрее, а сейчас прирост менее заметен.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (описание)
Итак, первая задача - заготовить семена. Крупные плоды, такие как желуди, собирают с поверхности земли.
Семена отбирал неповрежденные, у некоторых уже начинала трескаться семенная кожура. Значит скоро должен появиться росток.
Семена обладают свойством гигроскопичности, то есть способностью поглощать воду и отдавать воду. Присутствие воды ускорило бы процесс прорастания семян дуба.
Поэтому мы замочили семена.
Дневник экспериментальной деятельности
Август-сентябрь
Заготовка семян - сбор крупных плодов
Собрали 200 качественных семян.
Сентябрь-октябрь
Укладка семян (завернули в мох),
на хранение в прохладном месте (завернули в мох),
27-28 октября посадка
Перед посадкой замочили семена и проверили на всхожесть ( присутствие воды ускоряет процесс прорастания семян дуба). Семена всплывшие на поверхность не пригодны к посадке.
При посадке некоторые желуди заглубил на
Как выяснилось впоследствии, глубина заделки на развитии саженцев не повлияла. Полили землю водой комнатной температуры и стали ждать, когда появятся ростки на поверхности земли. Поливали растения регулярно по мере снижения увлажненности почвы.
25 декабря -20 января
Первыми ростки появились в кабинете химии у 11В класса, затем в кабинете русского языка у11А класса (эти кабинеты находятся на третьем этаже и температура воздуха там выше, чем на других этажах). И самыми последними появились ростки в кабинете математики у 11Б на втором этаже (не солнечная сторона).
11 А класс
11 В класс
25 февраля
Ростки от 10 до 30 см, рост замедлился, листья начали расти вширь, диаметр ствола увеличился и окреп.
Заключение
Итак, из проведенного эксперимента можно заключить, что дуб можно взрастить в домашних условиях. В домашнем климате желудь дуба дал росток. Но, в то же время, ответив на главный вопрос нашей исследовательской работы, нельзя сказать, что наш эксперимент подошел к концу. Наоборот, сейчас начинается самая важная работа. Во-первых, необходимо сохранить наши результаты до весны, и весной, высадив в грунт побеги дуба, наблюдать, как они приживаются после «тепличных» условий к «диким». Ведь наша цель, не только создать условия для роста дуба, но и вырастить дуб на улице в грунте.
В заключение хочется сказать, что вырастить любое дерево, особенно долгожителя, это не просто событие, а огромное чувство гордости.
В нашей школе много хороших и добрых традиций, теперь появилась еще одна. 24 мая перед праздником последнего звонка выпускники Первомайской школы высадили выращенные нами саженцы дуба на территории школы и села.
И пусть посаженные выпускниками деревья растут, хорошеют, радуются лету и солнцу, хранят память о заботливых руках школьников, ждут встречи с ними.
Надеюсь, что аллея, высаженная выпускниками, станет гордостью нашего села и зоной отдыха подрастающего поколения.
ВЫВОДЫ
1. Моя гипотеза подтвердилась в ходе эксперимента: можно дуб вырастить в домашних условиях.
2. Из 90 посаженных семян проросли 60.
3. Сначала появился корешок, затем стебелёк и листья.
4. В первые дни росток развивался быстрее, а сейчас прирост менее заметен.
5. Самое маленькое растение 5 см, а самое большое – 30 см.
6. В лесных хозяйствах выращиванием саженцев занимаются в специализированных питомниках. А мы вырастил деревца у себя в школе на подоконниках.
7. Это хлопотливое занятие, но очень интересное. А интересно потому, что мы не только узнал о дубе, но и увидели, с чего начинают жизнь вековых деревьев, одно из которых растет около моего дома.
8. Место будем выбирать тщательно, т.к. дуб не любит пересадок
10. Дубки посадили на выделенном нам месте и назвали свою аллею «Аллея выпускников»
Список литературы:
1. Атлас – определитель. А.А. Плешаков. М: Просвещение. 2008.
2. Лес и его жизнь: книга для учащихся. В.В.Петров, 1986.
3. Лес и человек: Ежегодник. А.И.Воронцов, Н.П.Граве, 1987г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Описание- определить, что такое дуб, и какие для него требуются условия для роста; - подготовить для эксперимента желуди, необходимую землю; - провести эксперимент и описать его; - высадить саженцы на территорию школы и села; - из полученного результата сделать выводы.
Отправлен сертификат:Конкурс экологических проектов «Экология глазами детей»