Голосование завершено
Зверева Елена Александровна - «Стратегии выживания: путь от хаоса к порядку через концепцию устойчивого развития»
Классный час
Предметная тема: Экология.
Урок предназначен для учащихся 10 - 11 классов
Сведения об авторе
Зверева Е.А.
Учитель биологии МКОУ «СОШ№2» города Нефтекумска Ставропольского края.
Аннотация статьи
В статье представлена разработка метапредметного урока теме «Экология».
Ключевые слова
Хаос, порядок, экология.
Литература
М. Булгаков, повесть «Собачье сердце» 1999г.
Е.Зверева «Стратегии выживания: путь от хаоса к порядку», журнал «Биология в школе»2016, №1
В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
Интернет-ресурсы
http://www.studfiles.ru/preview/1093358/
Цель:
Сквозь призму философской категории хаос и порядок рассмотреть наиболее важные аспекты экологии и рационального использования ресурсов, спроецировать полученные знания на оценку и корректировку собственной позиции по отношению к окружающему миру, собственной жизни.
Задачи:
1. Показать стратегии выживания в ходе эволюции – путь от хаоса к порядку, показать важность понимания категорий порядок, хаос.
2. Помочь учащимся в выработке собственных мировоззренческих взглядов.
3. Способствовать формированию бережного отношения к окружающему миру.
Учитель:
Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, и начну я его с притчи.
Притча о порядке
Зайцы, воевавшие с орлами, позвали к себе на помощь лисиц. Лисицы им ответили:
- Если бы мы не знали, кто вы такие и с кем воюете, то охотно пришли бы вам на помощь. Но помогать зайцам в войне против орлов — это явное безрассудство.
Некоторые вещи в этом мире всегда остаются незыблемыми. Всему своё место и время.
Учитель:
Тема урока сегодня: «Стратегии выживания: путь от хаоса к порядку через концепцию устойчивого развития». Что вы понимаете под понятиями хаос и порядок?
Хаос -греч. chaos - зиять, зев, разверстое пространство.
а) в переносном смысле: беспорядок, неразбериха;
б) в греч. мифологии - беспредельная первобытная масса, из которой образовалось все сушее;
Порядок – ясная и четкая организация какой-либо сферы деятельности. Порядок – это относительная налаженность в мире, в сфере человеческой деятельности. Порядок часто ассоциируется с упорядоченностью и гармоничностью.
Итак, важнейший вопрос, который волнует сегодня нас с вами: что такое хаос, что такое порядок,
что мы можем узнать о них, насколько это важно для нас, и как применить это в
жизни?
Учитель:
-Какую стратегию поведения должен выбрать человек, чтобы выжить? Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения изменения модели поведения.
1,7-2 млн. лет назад возник Род Homo, примерно 40 тыс. лет назад появился вид Homo sapiens– человек разумный. Человек заселял планету, овладевал огнем, создавал технологии для сохранения пищи, переноски пищи и орудий труда.
Расселение людей по планете – важное событие в истории Земли. Если раньше все поведение любого животного было строго определено окружающей средой и генетическими программами, то теперь появилось существо, которое с помощью своей способности хранить и передавать внегенетическую информацию начало постепенно приспосабливать к себе ОС. Проблемы загрязнения тогда ещё не было. После появления человека начались экологические кризисы, некоторые из которых были вызваны деятельностью самого человека. Каждый кризис приводил к значительной смене характера жизнедеятельности, хозяйствования.
Первый антропогенный кризис начался 50 тыс. лес назад. Он был связан с перепромыслом крупных животных.
До сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу роли мамонтов. Его истребление называют первым экологическим кризисом на планете.
Учитель:
-Какой тип хозяйства пришёл на смену присваивающему?
Учитель:
-Человек приспосабливался к новым условиям и постепенно нашел качественно новый способ добывания пищи – путем выращивания сельскохозяйственных культур, пастбищного и загонного содержания скота. Таким образом, общество собирателей и охотников, жившее за счет прямого потребления даров природы ( присваивающее хозяйство), преобразовалось в общество земледельцев и скотоводов (новая форма хозяйствования получила название производящего хозяйства). Переход от прямого потребления (присваивающего хозяйства) к производящему хозяйству получил название сельскохозяйственной неолитической революции, так как произошёл в конце каменного века – неолите.
Учитель:
Как изменились отношения с природной средой на втором этапе развития общества?
На этапе присваивающего хозяйства (в доаграрную эпоху) никакой экономики не было, но потребление было сбалансированным: если продукции естественных систем на своей территории не хватало, то наступал голод, часть сообщества вымирала, часть перемещалась на новое место. Тем самым достигался природный баланс между допустимым потреблением и численностью людей. В эпоху же производящего хозяйства отношения между человеком и природной средой меняются: увеличилась плотность расселения и более тесным стал контакт с природой; развивались ремёсла, связанные с использованием природного сырья (гончарное ремесло, шлифовка камня); началось орошение полей, одомашнивание животных и др.
Если первобытный человек обожествлял природу, то после неолитической революции боги приобретают человеческое тело, сначала сохраняя звериные головы, а затем в Древней Греции и Риме все больше становятся похожими на людей. Вместо благоговения и преклонения перед природой он ощутил власть над ней. Вместо сбалансированного взаимоотношения возникло несбалансированное, когда человек стал последовательно, шаг за шагом, разрушать естественные экосистемы и замещать их искусственной средой для обеспечения своих нужд и комфорта. Человек начинал чувствовать себя хозяином. Вся история сельскохозяйственной цивилизации есть история разрушения дикой природы
За 10 тыс. лет нанесён наибольший урон самым продуктивным экосистемам. Человек вдвое или на треть снизил продукцию лесных и болотных экосистем. На планете произошли громадные изменения: сократился континентальный влагооборот, изменилось альбедо суши, возросло запыление атмосферы из-за развития эрозии, вырос сток наносов в реках.
Все эти изменения носили характер антропогенного кризиса, назревали перемены. Новые открытия в технике подготовили почву для перехода к очередному этапу развития цивилизации – индустриальному (промышленному). Промышленная революция произошла после изобретения в 1712 году парового двигателя - человек перешел к использованию энергии пара, позже - электричества, атомной энергии, создал разнообразные виды машин. Произошла структурная перестройка производства, выражающаяся в создании крупных промышленных центров, городов, совершенствовании техники, в том числе и в сельском хозяйстве, что стимулировало «зеленую революцию».
Учитель:
Чем отличался новый промышленный этап от сельскохозяйственного?
Учитель:
В качестве основных ресурсов стали выступать полезные ископаемые , доминирующими круговоротами стали биогеохимические и энергетические,. Наибольшую роль стали играть городские ландшафты. Индустриализация сформировала новый источник воздействия на окружающую среду - физико-химическое загрязнение, значительно выросли масштабы загрязнения .
Индустриальный этап подвёл человечество к новому экологическому кризису и необходимости перехода на новый этап развития. Неблагоприятные существенные изменения в природной среде возникли уже в начале ХХ века, однако долгое время человечество не фиксировало их, так как построенные человеком социальные и экономические отношения не получали сигналов об этих нарушениях. Лишь в самом конце ХХ века, когда масштаб нарушений стал громадным, об экологическом кризисе узнали все.
Каждый раз, когда менялся образ жизни человека и тип хозяйствования, изменялись и взаимоотношения с окружающей средой.
Следующий ожидаемый этап развития человеческого общества – этап экологического развития. Основным материальным ресурсом будут отходы (их утилизация), природные ландшафты должны интегрироваться с техногенными, а разнообразные антропогенные циклы вещества и энергии - вписаться в природные биогеохимические циклы. В мире имеются тенденции в этом направлении развития, однако не вполне ясно, пойдет ли человечество по этому пути или выберет техносферный путь развития. В пользу последнего свидетельствует тот факт, что большинство стран мира строит свою деятельность в надежде на достижение экономического благосостояния, аналогичного благосостоянию западных стран. Но… пока продолжается наращивание добычи полезных ископаемых (вместо ориентации на использование отходов), производства энергии, машин, товаров, истребление лесов, загрязнение океана и рек, деградация почв. Пока нет признаков вписывания техногенных циклов вещества и энергии в природные биогеохимические циклы. Таким образом, этап экологического развития – это пока лишь желаемый путь развития.
Учитель:
Класс разбивается на 2 группы – сторонники переработки мусора и противники переработки мусора.
В группах – задание: выбрать стратегию поведения.
1 группа - в случае, если для выживания тебе приходится собирать и перерабатывать мусор;
2 группа - в случае, если нет необходимости собирать и перерабатывать мусор. Можно предложить использовать продолжение фразы: для того, чтобы выжить я должен……
Записать на доске в 2 столбика
Обсуждение – 3 мин.
Вывод: существует 2 модели поведения – конструктивная и деструктивная.
Учитель:
-Какая модель поведения соответствует хаосу?
Учитель:
-Какая модель поведения соответствует порядку?
Учитель:
-Какая линия поведения должна закрепиться и передаваться из поколения в поколение? (линия конструктивного поведения).
Учитель:
-Как вы думаете, как соотносятся понятия хаос и свобода? Если каждый делает то, что хочет, это свобода? Хаос? Послушайте, пожалуйста, отрывок произведения.
Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? (...) Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху! » – я смеюсь. (...). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!
Булгаков. Собачье сердце
Учитель:
-Когда каждый делает что хочет, это еще не свобода. Это хаос, разруха. Такую разруху, хаос люди создают не только в обществе, но и в природе. Приведите примеры нарушения установленного природного порядка. (обсуждение 3 минуты).
Учитель:
-Чтобы образно представить хаос, возьмите
коробку с пазлами, откройте коробку, на всякий случай хорошенько встряхните и
высыпьте всё, что в ней находится, на стол.
Хаос-это полностью фрагментированный мир, а абсолютный хаос- это когда в
полностью фрагментированном мире абсолютно каждый фрагмент мира ведёт себя как
отдельный самостоятельный мир, существующий по каким-то своим собственным
законам...
Учитель:
-При каких условиях выживет человечество? При конструктивной форме поведения или деструктивной? (обсуждение 3 минуты).
Учитель:
Только концепция устойчивого развития и путь к порядку позволят нам выжить: снижение негативного воздействия на окружающую среду, например, за счет уменьшения количества отходов, борьба с загрязнением воды, воздуха, восстановление земель и пр.; производства энергии из возобновляемых источников (солнечная энергия, биотопливо и пр.), смягчение последствий изменения климата, снижения вредных выбросов в атмосферу.
Учитель:
-Какие взгляды и мировоззренческие позиции помогут сохранить жизнь на планете?
На западе сейчас очень практикуется выражение «Полюби самого себя!». Всех мастей психотерапевты во всех вариантах рассматривают это выражение и советуют любить себя. Сами решайте, правы они или нет…Этот вопрос для размышления остается на дом.
Домашнее задание
1.Какие взгляды и мировоззренческие позиции помогут сохранить жизнь на планете?
В статье представлена разработка метапредметного урока теме «Экология». Ключевые слова Хаос, порядок, экология. - выявлять, поддерживать и пропагандировать опыт совместного семейного отдыха и туризма; - повышать культуру общения родителей и детей. -создать условия для развития потребности общения с природой, творческих способностей учащихся и родителей; -воспитывать экологически грамотных, умеющих вести себя в окружающей среде, желающих заботиться о своём родном крае; -расширять экологические знания участников о животном и растительном мире Калининградской области
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии