Голосование завершено
Пискун Эльвира Хамитовна (36 лет) - Экологический проект «Птицы – наши друзья»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
« Детский эколого-биологический Центр»
города Каменск-Шахтинский
( МБУ ДО «ДЭБЦ» города Каменск-Шахтинский )
Возраст обучающихся : 7-10 лет
Пискун Эльвира Хамитовна
Педагог дополнительного образования
Экологический проект
«Птицы – наши друзья»
г.Каменск-Шахтинский , 2017
Оглавление стр
Введение 3
Экологический проект «Птицы – наши друзья» 5
1 .Экологическая акция «Привлечение птиц в городскую среду» 5
2. выставка из творчества детей « Птичье кафе» 21
3 Методическая разработка познавательной игры « Знатоки птиц» 24
4.Природоохранная акция «Скворечник» 28
5.«Изготовление открытки – «Будь природе другом!» 31
6.Результаты проекта: 43
7.Выводы 44
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
9 Приложение 45
Введение
Актуальность Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь. Экологический проект « Птицы – наши друзья» рассчитан на обучающихся младшего школьного возраста (1-4 классы) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости. В процессе занятий ребятам предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления. Данный проект носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические знания , которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» (Э.Н. Голованова) |
Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.Современная концепция школьного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей.
Я предполагаю, что если у детей развивать интерес к изучению мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, можно уже с раннего школьного возраста сформировать начало экологической культуры личности человека.
Новизна
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега и встречать их весной делая скворечники , то можно сохранить их численность.
Ожидаемые результаты
- Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
- Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
- Привлечение внимания обучающихся к проблеме выживания птиц зимой
- Навыки правильного поведения в природной среде.
- Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
- Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой , а также умение выполнять проекты, изготавливать кормушки, вести наблюдения и делать записи и планировать свою деятельность.
Цель: Разработать проект по подкормке птиц зимой и встречу пернатых друзей , и реализовать его в 2016-2017 году. Воспитание ответственного отношения к природе, к "братьям нашим меньшим”.
Задачи:
1. Расширить представление о зимующих птицах нашего региона.
2.Разработать природоохранную акцию « Покормите птиц зимой !» « Скворечник!» ;
3. Развивать творческие способности ;
4.Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации ;
5.Формировать критическое мышление и навыки работы в команде ;
6.Воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края
Контингент участников мероприятия « обучающиеся МБУ ДО « ДЭБЦ» г.Каменск-Шахтинский , 7-10 лет, 25 человек.
Практическая значимость работы состоит в экологическом воспитании обучающихся , в сохранении видового разнообразия и численности птиц, практическое содействие к проблемам защиты пернатых .
Экологический проект «Птицы – наши друзья»
Подготовительный этап
- Изучение методической литературы«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
«Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009., «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999. ,«Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
- просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Лесные птицы ".
-подборка загадок, пословиц, поговорок, примет, стихов и интересной информации о птицах
-привлечь родителей изготовить кормушки и скворечники
Основной этап
Осуществление мероприятий по выполнению проекта.
-Проведение занятий познавательного цикла « Знатоки птиц» , «Привлечение птиц в городскую среду », природоохранная акция « Скворечник»
- оформление плакатов "Покормите птиц зимой!", « Каждой птице нужен дом!», « Дом для пернатых»
.
Творческие работы детских рисунков « Птичье кафе» |
-оформление листовок «Привлечение птиц в городскую среду», и буклетов « Для чего нужен скворечник ?»
Заключительный этап
-Проведение мастер –класса « Будь природе другом»
Написание заметки в местную газету. « Труд»
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
Реализация проекта. 1 этап: на первом занятии «Птицы – наши друзья» мы обсуждали зимовку птиц. Птицам не хватает корма и они погибают от голода. Мы изучили литературу « Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999. ,«Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996. с целью познакомиться с фауной зимующих птиц, их повадками, чем они кормятся.
Далее с ребятами были просмотрены презентации на тему "Зимующие птицы" и "Лесные птицы ". Мною было подобрано много загадок ,которые ребята охотно отгадывали. На первом этапе на одном занятии обучающийся МБУ ДО «ДЭБЦ» Пискун Евгений охотно выступил перед ребятами со своей работой « Особенности подкормки птиц в зимний период времени в городе Каменск-Шахтинский». Они очень внимательно прослушали доклад и после чего задали очень много вопросов. После чего Пискун Евгений с этой работой выступил на МАЮИ-2017 и стал победителем.
На втором этапе было проведено экологическая акция « Привлечение птиц в городскую среду. Акция была запланирована и проведена в декабре 2016 года и феврале 2017года
Экологическая акция «Привлечение птиц в городскую среду»
Зима – суровое и трудное время года для многих зимующих птиц. Особенно трудно приходится пернатым в конце зимы. И не от сильных морозов, вьюг и метелей гибнут птицы, а от бескормицы. Человек в силах помочь птицам, зимующим в нашей местности. Заботиться о ком-либо, помогать – это ведь так приятно! Мы, обучающиеся объединения « Зоология» , с удовольствием провели акцию «Привлечение птиц в городскую среду!»
Проблема
К концу зимы птицам всё труднее добыть себе корм, потому что его всё меньше остаётся в природе. А до лета ещё далеко. Для того чтобы птицы пережили зимние стужи и метели и радовали нас весной и летом, так необходимо вести подкормку.
Гипотеза
Если соорудить кормушки и подкармливать птиц каждый день, то от холода и голода меньше погибнет пернатых друзей.
Цель акции:
Помочь птицам выжить в суровых зимних условиях, подкармливая их.
Задачи акции:
1.Расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, , обобщение и расширение представлений детей о зимующих птицах нашего края;
2.Формировать у подрастающего поколения бережного отношения к природе и к миру птиц;
3.Развитие творческих способностей учащихся и интереса к природоохранной деятельности
4.Привлечь к участию в акции младших школьников и их родителей.
Возраст участников: 7-10лет
Наглядные пособия: иллюстративный материал (фотографии птиц, рисунки, плакаты о зимующих птицах); раздаточный материал (памятки «Как сделать кормушку»), готовые кормушки для демонстрации.
В первую очередь с ребятами была проведена беседа «Что ты знаешь о птицах зимой?» «Чем подкормить птиц зимой».. Ребята обсудили, что птицам голодно зимой. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
Беседа «Что ты знаешь о птицах зимой?» «Чем подкормить птиц зимой».
Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.
- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
- А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)
- А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)
- Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.
Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Можно воспользоваться подручными средствами, т.е. взять пакеты из под молока, кефира или взять пластиковые бутылки. Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в "столовую".Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не Дети узнали много нового и интересного о птицах. А именно, что огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении.
Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.
Провели викторину «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Я буду называть три варианта ответа, а Вы называйте правильный.
Какая птица любит сало? (а. Воробей, б. Синица, в. Клест)
Какая птица ловит мышей? (а. Сорока, б. Голубь, в. Сова)
Какая птица любит рябину? (а. Филин, б. Снегирь, в. Ворона)
Какая птица ходит вниз головой? (а. Поползень, б, Свиристель, в. Клест).
У какой птицы самый длинный язык? (а. Воробей, б. Дятел, в. Синица)
Какая птица самая болтливая в лесу? (а. Ворона, б. Голубь, в. Сорока)
У какой птицы крестообразный клюв? (а. Дятел, б. Клест в. Рябчик)
Какая птица живет рядом с человеком? (а. Синица, б. Голубь, в. Тетерев)
Далее была проведена
Игра «Прилетели птицы»
Если птицы зимующие все хлопают.
Если услышите что- то другое, то топайте.
Прилетели птицы: Голуби, Синицы.
Голуби, Синицы, Мухи, Воробьи
Голуби, Синицы, Галки и Куницы,
-Голуби, Синицы, Вороны, Клесты.
Голуби, Синицы, Галки, Снегири.
Голуби, Куницы, Воробьи, Синицы.
После участия в конкурсе ребята читают свои доклады о зимующих птицах
Большинство птиц улетают на зиму к югу, прочь от холодов и бескормицы. Но есть и виды, такие как дятлы, синицы, воробьи, которые бесстрашно остаются с нами на всю зиму. Несмотря на наши теплые зимы, нехватка корма сказывается на наших пичужках. У многих при взгляде на какую-нибудь птичку, распушившую перья от холода, пытающуюся усидеть на ветви дерева под напором ветра, поневоле сжимается сердце. Настало время помочь нашим пернатым друзьям.
После докладов ребятам предстояла возможность нарисовать плакаты –лозунги с которыми они пойдут по улицам города с призывом « Покормите птиц зимой!»
Ребята заранее готовятся шаблоны листовок, которые они разукрашивают и пишут свой
лозунг.
Художественное творчество (аппликация) «Снегири» .Ребятам раздаются шаблоны снегирей и они вырезают их, делают из салфеток грудки и приклеивают на дерево рябинки. Деревце заранее готовит педагог.
Далее шёл конкурс загадок.
1. Спинкоюзеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
СИНИЦА.
2. Птица сверху налетает и цыплят внизу хватает.
ЯСТРЕБ.
3. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут.
СНЕГИРЬ.
4. Ловит целый день жуков, ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает, под карнизом обитает.
ВОРОБЕЙ.
5. Хвост серпом, голова с гребешком.
ПЕТУХ.
6. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
СОРОКА.
7. Ночью зряча, днём слепа, мышей ловит, а не кот.
СОВА.
Листовки с призывом «Привлечение птиц в городскую среду»
Большинство птиц улетают на зиму к югу, прочь от холодов и бескормицы. Но есть и виды, такие как дятлы, синицы, воробьи, которые бесстрашно остаются с нами на всю зиму.
Несмотря на наши теплые зимы, нехватка корма сказывается на наших пичужках. У многих при взгляде на какую-нибудь птичку, распушившую перья от холода, пытающуюся усидеть на ветви дерева под напором ветра, поневоле сжимается сердце. Настало время помочь нашим пернатым друзьям.
Ребятам очень понравилось изготавливать листовки .
Игра «Угощенье для птиц»
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку, чтобы не навредить их здоровью. Можно предложить дописать список самим.
Рябина.
Макароны
Семечки.
Ржаной хлеб.
Белый хлеб
Шоколадные конфеты
Яблоко
Пшено (крупа)
Гречневая каша
Сало соленое
Кусочки сырого мяса и др.
Далее ребята идут по улицам города и раздают листовки с лозунгом « Покормите птиц зимой! , развешивают плакатики на доске объявления.
В заключении акции ребята развешивают свои кормушки и устраивают фотосессию.
.
А потом, . каждому обучающему была вручена памятки ( Приложение 1) и правила изготовление кормушек ( Приложение 2)
Итогом проведенной работы можно считать, в первую очередь, то огромное чувство ответственности, которое появилось у ребят. Кроме этого в каждом доме на балконах появились птичьи столовые
Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”. Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле. Покормите зимующих птиц!
Звучит музыка из передачи “ В мире животных”.
Сначала никто не прилетал к нашим кормушкам. Дети, конечно, очень огорчались, но я им объяснила, что птицам нужно время, чтобы привыкнуть и освоиться.Первыми на гостинцы прилетели самые смелые - воробьи. Они охотно поедали всё, что мы с ребятами им приносили. Потом появились синички. Синичкам очень понравилось свежее сало и кусочки фруктов. Воробьи прилетали стайками, синички сначала по 2-3, а потом тоже дружною гурьбой. Дети через беседы, различные познавательные занятия, дидактические игры и наблюдения узнали очень много о птицах, живущих в нашей местности. Во время наблюдения за птицами было сделано много рисунков, фотографий. Обучающимися были выявлены основные виды поведения птиц: отсутствие активности, отдых, уход от опасности, проявление агрессии и др. Наблюдение за птицами – увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от наблюдателя определенных знаний и навыков.
Далее ребятам была предложена работа нарисовать птиц , после чего была сделана выставка из творчества детей « Птичье кафе»
Далее в рамках областной экологической акции « Земля –наш общий дом» была разработана и 29 марта 2017 года проведена природоохранная акция «Скворечник» Она являлась продолжением начатой в феврале экологической акции «Покормите птиц зимой», где силами обучающихся МБУ ДО « ДЭБЦ» г.Каменск-Шахтинский и их родителей были сделаны и установлены 12 кормушек. Ребята всё это время могли наблюдать за птицами, которых они не забывали кормить. Если целью акции «Покормите птиц зимой» была установка: «Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну», то сегодня пришла пора позаботится о пернатых друзьях, возвращающихся к нам, на свою родину.
Цель: ориентировать экологическое образование обучающихся на решение практических задач по улучшению качества окружающей среды.
Задачи:
-закрепить знания многообразии орнитофауны Ростовской области, представления об изготовлении и развешивании искусственных гнездовий;
-привлекать внимание к проблемам охраны видового разнообразия птиц; -формировать экологическую культуру;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Место проведения : Детский эколого-биологический Центр, 29.03.2017
Количество человек: 25
Возраст : 7-10 лет
Сегодня , 29 марта , весь день был посвящён встрече пернатых друзей. В мероприятиях приняли участие обучающиеся МБУ ДО «ДЭБЦ».. На занятиях была организована игра « Знатоки птиц», звучали песни о птицах.
Методическая разработка познавательной игры « Знатоки птиц»
Цель: расширение и закрепление знания обучающихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.
Задачи:
Образовательные:
-Уточнять, расширять и закреплять знания детей о птицах;
- умение обучающихся вести себя в природе, анализировать содержание вопросов и давать полный содержательный ответ на них, продолжать учить работать в коллективе.
Развивающие:
- Развивать память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес, чувство творчества, уважение к соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни птиц.
Оборудование: рисунки птиц, карточки с заданиями для конкурсов, плакаты с надписями о пользе птиц; компьютер.
Подготовка к мероприятию: сбор материала по теме, изготовление карточек с заданиями,
Форма проведения: познавательно-игровая
Место проведения : Детский эколого-биологический Центр, 29.03.2017
Возраст : 7-10 лет
Плакаты:
Птицы – часть природы, без которых ее красота была бы неполной!
Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!
Вступительное слово
В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие - меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.
Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Пение птиц привлекает композиторов чаще всего и служит основой для изображения картин природы. Важное значение имеет, конечно, и образ самой птицы.
Птицы - всюду, но они далеки от человека, живут своей особой, часто непонятной, завидной жизнью, вольному - воля... Постоянно наблюдать их, изучать, любоваться красотой невозможно. Совсем другое дело - птицы в домашних условиях. Общение с ними имеет познавательное значение, кроме того, нередко благотворно сказывается на моральном состоянии человека, его характере.
Мир птиц увлекателен. Общаясь с птицами, человек расширяет наши знания о природе, учится лучше ее понимать. Многие любители пернатых держат дома канареек, попугаев и др. В домашних условиях птицы начинают подражать голосам различных видов птиц или другим звукам. Таких птиц называют пересмешниками. Обыкновенный скворец, например, весной может свистеть дроздом, иволгой, мяукать кошкой, как бы скрипеть ведрами, булькать и прочее. В Санкт-Петербурге был известен случай, когда городской воробей Андрюшка, который с раннего детства жил в квартире вместе со взрослым щеглом, заимствовал у щегла некоторые голосовые реакции и в определенных условиях изъяснялся по-щеглиному.
1 станция Домашние птицы.
У вас на столах по 8 карточек с буквами, из них надо сложить 2 названия домашних птиц.
Ответ: гусь, петух.
Ребятам даются карточки со следами птиц и они дают ответы чей след.
2 станция Веселые буквы
На карточке в ряд написаны буквы. Нужно вычеркнуть лишние буквы, чтобы получить названия птиц
Карточка №1; МОЧРАМСАСЧЁЛ (орел.)
Карточка №2: ЭМУРТЧКСМАЧР (утка.)
Народные приметы.
3 станция Веселая викторинка
- Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
- Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
- Какая птица летает выше всех? (Орел.)
Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
15. Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)
16. Птичий домик. (Гнездо.)
17. Массовое поселение птиц. (Рынок.)
20. Руки птицы. (Крылья.)
21. Ноги утки. (Лапы.)
22. Лесной доктор. (Дятел.)
23. Пернатые вестники весны. (Грачи.)
24. Дитя любых пернатых. (Птенец.)
25. Рот и нос птицы. (Клюв.)
29. Крупная ушастая ночная птица отряда сов. (Филин.)
32. Лесная курица из поговорки: «Глухой, как ...». (Тетерев.)
33. Пингвин — это птица? (Да.)
34. За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)
36. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)
43. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)
44. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)
51. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
52. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)
58. Ползающие птицы? (Поползень.)
62. Какое народное название у вороны? (Карга.)
63. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)
4 станция Угадайка
Найдите в предложении птицу. (Например: У тигра чесался нос. - ГРАЧ)
- В институтской столовой профессор ел с удовольствием борщ. – ОРЕЛ
- Коля нёс ведро фасоли, радуясь хорошему урожаю. – ДРОВА
- По утру ткачи принесли красивый ковер. – УТКА
- Мой дядя телефон носит в кармане. – ДЯТЕЛ
- На стадионе приятели вели разговор о бейсболе. – ВОРОБЕЙ
- Вор ощутил укол и бриллиант выскользнул из его рук. – КОЛИБРИ
5 станция планета отгадок
1.Эта хищница
болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
(сорока).
2.Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее…
(Ворона)
3.Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик – чирик!»
(воробей)
4. Сова
Днем спит, ночью летает.
(Сова)
5.Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет?
(Дятел)
6. Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)
7. Что за кузнецы в лесу куют?
(Дятел)
8. Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
9. Крылатый, горластый - красные ласты.
В воде купался - сух остался.
Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь)
10.И петь не поет, и летать не летает...
За что же тогда его птицей считают? (Страус)
А какие голоса птиц вы знаете?
Птиц по щелканью и свисту различают,
Их по гомону и пенью узнают,
И поют они, когда им не мешают,
Ну а если им мешают – не поют.
11.Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
12.Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
13.На шесте - дворец, во дворце - певец.
(Скворец)
15.Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует. (Воробей)
6 станция Угадай птицу
"У меня
на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая,
будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а
зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные
овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?”
(Синица)
Описание второе
"У меня на голове красная шапочка, острый длинный клюв, тело покрыто
пёстрыми пёрышками, крылья и хвост тёмные, будто в чёрный жилетик нарядился.
Меня зовут санитаром леса. Я люблю доставать из под коры деревьев насекомых.
Меня сразу услышишь в лесу, хотя я не певец.»
(дятел)
Мы спешили к вам, ребята. Весна идет. Пара браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов Скворец
Сова Каких только небылиц про меня не рассказывают! Даже считают, что я накликаю беду. А на самом деле я очень полезная птица. Я съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и таким образом спасает 20 т зерна.
Кукушка Многие не любят нас, потому что мы губим чужих птенцов. И всё-таки мы очень полезны: уничтожаем множество опасных гусениц, даже таких которых не едят другие птицы.
Переносье с белым кругом, Важно я хожу за плугом, Огороду, полю – врач Глянцевитый чёрный … Грач
Данный сценарий может быть полезен педагогам-организаторам, воспитателям, педагогам дополнительного образования, классным руководителям и другим заинтересованным лицам при подготовке и проведении любого экологического мероприятия.
Познавательная игра « Знатоки птиц» оказалась очень полезной для детей, потому что она способствовала формированию того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. По неутешительным прогнозам орнитологов, в ближайшие сто лет с Земли исчезнет около 1000 видов птиц. Поэтому человечеству стоит приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить стабильную численность хотя бы некоторых видов пернатых.
Ведь, как говорил знаменитый педагог Пётр Бузук, "тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо".
Завершился день скворечников – акцией.
Акция ориентирована на воспитание экологической культуры обучающихся , планируется через вовлечение детей и родителей в совместную трудовую деятельность по изготовлению скворечников; пропаганды информации о пользе птиц – защитников садов и огородов.
Акция « Скворечник»
Акция « Скворечник « проходила в два этапа.
В начале на первом этапе- подготовительный , ребята изготавливали листовки» Каждой птице нужен дом», « Достойное жильё каждому», буклеты « Для чего нужен скворечник?», эмблемы и рисовали плакаты. ( Приложение 3 )
На данном этапе родителям и детям было предложено принять участие в птичьих хлопотах и помочь скворцам построить для них уютные домики- скворечники. Ведь если птицы поселятся рядом с нами, то за их жизнью ребятам будет удобнее наблюдать, а не только рассматривать на картинках.
В каком восторге были наши ребята , когда с гордостью приносили в наш Центр «птичьи домики», сделанные заботливыми руками родителей. В итоге у нас получилось 6 скворечников.
На следующем этапе , заключительный мы с обучающимися МБУ ДО « ДЭБЦ» пошли развешивать скворечники .Самый первый скворечник был повешен в нашем любимом «ДЭБЦ», затем мы направились вместе со своими плакатами в парк Маяковского, в парк Победы, на набережную реки Северский Донец .А по дороге в парки мы с ребятами раздавали листовки , буклеты и рассказывали проходящим людям , что каждой птице нужен дом.
Все ближе теплые деньки. Природа и человек с нетерпеньем ждут пернатых друзей и помощников, охраняющих наши леса, сады и огороды от разных вредителей. Пение и весенние хлопоты птиц радуют наш слух, поднимают настроение. Не за горами и 1 апреля – Всемирный день птиц. Лучший подарок к празднику это птичий домик – скворечник. А он сделан своими руками и с помощью родителей.
Счастливые лица детей говорят о том, что добрые дела творить хорошо. Ребята испытали радость от того, что чем – то смогли помочь птицам, а значит, и всей природе. Представьте себе на минуту, что будет, если не станет птиц? Наступит мертвая тишина, погаснут в душе каждого человека любовь, радость, улыбка, померкнет мир, закончится наша жизнь. А как хочется наслаждаться этой красотой, звуками, песнями! Просим всех, не стреляйте в самое сердце природы, берегите и цените каждый её миг! Смотрите на неё добрыми и ласковыми глазами. Птицы дарят нам неповторимые мгновения сказки. Мы должны стремиться к тому, чтобы природа полнее и лучше служила человеку и помогала ему в его великом труде по созданию новой, счастливой жизни .
Итогом нашего проекта стал «Изготовление открытки-мастер –класс « Будь природе другом!»
Мастер – класс
Тема: «Изготовление открытки – «Будь природе другом!»
Пояснительная записка
Наша природа разнообразна. Животные и растения занимают в ней особое место. Но в последние годы ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. Многим сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли. Поэтому очень важно, чтобы ребенок уже в школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Одной из задач нашего экологического Центра является способствовать воспитанию бережного отношения у ребенка к окружающей природе.
Наибольшего внимания в сфере решения экологических проблем требует развитие ценностных ориентаций. Все живое связано с бытием человека и потому приобрело ценностные свойства, не только практические, утилитарные, что обозначается словом «польза», но и эстетические «красота», познавательные «истина», экономические «стоимость». Живые существа с давних пор являются объектами религиозного, эстетического и нравственного отношения. На этом фоне формируется и познавательное отношение к живому.
В этой связи экологическое образование и воспитание ребят приобретают важное значение.
При подготовке этого мероприятия было предложено собрать информацию о природе что такое хорошо и что такое плохо. Одни искали информацию в электронных энциклопедиях, другие – обратились за помощью к библиотекарю. В результате чего было собрано очень много информации.
Цель: обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать коммуникативную компетентность.
Задачи
- формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;
- выявить основные пути загрязнения природы;
-формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.
- расширять кругозор детей о природе;
- развивать логическое мышление;
-развивать познавательный интерес к предмету.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Форма мероприятия: мастер-класс.
Тип мероприятия: комплексное.
Методы обучения: наглядные (показ, демонстрация слайдов, артикуляции, движений, приёмов работы), практические (репродуктивные, словесные).
Время проведения: март 2017г.
Место проведения: МБУ ДО ДЭБЦ г.Каменск-Шахтинский
Участники: обучающиеся МБУ ДО « ДЭБЦ»
Оборудование: компьютер (по возможности – мультимедийный проектор) для демонстрации слайдов, музыкальный центр, МР3 запись песни, образцы открыток, цветные карандаши , салфетки , листы бумаги для черчения формата А4, простой карандаш, ластик, ножницы, салфетки, дыракол, степлер, скобы, ленточка.
Ход мастер – класса
Здравствуйте, уважаемые ребята . Сегодня хочу представить вашему вниманию мастер – класс по изготовлению открытки « Будь природе другом!» своими руками.
Начать хочу со стихотворения.
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
Практическая работа (выполняется под музыку):
Во время изготовления открытки следует соблюдать правила безопасной работы с ножницами, правила личной гигиены.
Сегодня мы с вами изготовим эту оригинальную открытку . Для этого нам потребуются , листы бумаги для черчения формата А4, простой карандаш, ластик, ножницы, салфетки, дыракол, степлер, скобы, ленточка.
Шаг 1. Белый лист бумаги сложим пополам. Найдём линию сгиба , найдем с краю середину и дыраколом сделаем дырки.
Шаг 2 Затем на внутренней стороне открытки пишем хорошо и плохо.
Шаг 3 Далее берем шаблоны картинок , распечатанные на листе А-4, и вырезаем картинки .Распределяем их на открытке правильно, что нельзя делать в лесу и на природе , и что необходимо делать для природы.
В итоге должно
пучиться вот такая заготовка для будущей открытки.
Шаг 4 После чего мы делаем для нашей открытки лицевую сторону. Берем салфетки цветные .Одну салфетку сворачиваем вчетверо , закрепляем степлером крест накрест и затем вырезаем круг. После чего мы собираем по одному лепестку в середину до конца. Последний листочек оставляем . Итак мы делаем 3 заготовки.
Шаг 5 Далее рисуем веточки и приклеиваем цветочки
Шаг 6 Для красоты мы приклеиваем листочки .
Шаг 7 Проталкиваем ленточки и завязываем бант. Готово
Подведение итогов
Обобщение всего что сделали.
Уборка рабочего места.
Уборка со стола рабочие материалы, инструменты, бумагу, клей.
В итоге всех этих мероприятий ребята поделились своими знаниями поведения в природной среде с помощью экологических ситуаций (разведение костра, разрушение птичьего гнезда, муравейника и др.)Очень важно, чтобы дети после таких мероприятий больше ценили, любили и берегли всё живое вокруг. Умели не только пользоваться природным богатством, но и сохранять его, осознавать последствия своих действий.
После каждого мероприятия были написаны статьи в местную газету.
Результаты проекта:
- В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о зимующих и перелетных птицах.
2.Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
3. Родители активно участвовали в проведении акциях щими птицами, выполнении творческом мастер-классе «Птички-невелички» (из шерсти).
Продукт проекта:
- Выставка творческих работ детей (рисунки, аппликации, открытки «Будь природе другом!»).
2.Презентация «Зимующие птицы!», « Лесные птицы»
3.Плакаты "Покормите птиц зимой!", « Каждой птице нужен дом!», « Дом для пернатых»
.4.Листовки и буклеты «Привлечение птиц в городскую среду», и буклетов « Для чего нужен скворечник ?»
Творческие работы детских рисунков « Птичье кафе» |
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
1. В ходе реализации проекта обучающиеся уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. После изучения с воспитанниками теоретического материала, а также в ходе наблюдений, сделали вывод: птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Выяснили, что голуби и воробьи предпочитают крошки белого хлеба и батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего, сухофрукты наши птицы не едят.Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке. Кормушки посетили 4 вида птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки.За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем продолжать подкармливать птиц.
2.В ходе реализации проекта ребята старались каждый день приносили из дома корм и сами подсыпали по мере необходимости.
3.Обучающиеся вместе с родителями активно участвовали в акциях , изготавливали своими руками разнообразные кормушки скворечники , используя различный материал, дети научились наблюдать за птицами и анализировать увиденное. Изготовить кормушку для кормления совсем не сложно - главное желание. Идеально подходити старая пластиковая 5 литровая бутылка. Но самое важное, что если вы подкармливаете птиц, то делать это надо регулярно - по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке птиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологический проект проводится ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках их методической работы и для развития познавательной и творческой активности обучающихся. Спектр предложенных в разработке мероприятий может быть изменён в зависимости от особенностей образовательного учреждения, который использует проект. В экологическом проекте могут быть проведены конкурсы рисунков, плакатов; нетрадиционные занятия, игры, викторины, трудовые десанты и др. А также возможно добавить такие акции , как «Посади своё дерево»,проведение субботника» Чистые берега», акция « Отдохнул- убери за собой мусор»
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
Настоящий опыт может быть полезен организаторам внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях, педагогам дополнительного образования творческих объединений эколого-биологической направленности, рассчитано на творческое использование.
Приложение 1
Памятка "Как подкармливать птиц"
1. Кормушки лучше делать
самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых
бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на
подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные
отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (нежареные, несолёные),
сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное
сало. Нельзя давать чёрный хлеб.
Раздаются ребятам инструкции по изготовлению кормушек
Приложение 2
Изготовляем кормушку из коробки из-под сока, молока:
Вам понадобятся:
• Коробка из-под сока или молока;
• Длинный шнурок;
• Нож или ножницы.
Возьмите подходящего размера коробку и при помощи ножниц или ножика, аккуратно прорежьте отверстие в боковой стенке коробки.
Через верхний край коробки, прямо посредине, проденьте шнурок и закрепите на ветке «свежеприготовленную» кормушку.
Скорее засыпьте птичий корм – они уже обнаружили новую кормушку и изо всех сил ждут вашего угощения!
Если же вы желаете изготовить кормушку достаточно большого размера. Чтобы в нее вместилась целая птичья стайка – возьмите обычную почтовую посылочную коробку! Верх тщательно проклейте скотчем, в боковых стонах прорежьте широкие отверстия, закрепите на дереве – все готово! Посмотрите что получилось:
Кормушка для птиц своими руками из бутылок
Нам понадобится:
- Нож или ножницы;
- Пластиковый бутыль, ёмкостью на 5-6 литров;
- Проволока;
- Корм птичий.
Этапы изготовления кормушки из пластиковой бутылки:
1. Воспользовавшись ножиком или острыми ножницами аккуратно (чтоб не порезаться) прорезаем в пластиковой бутылке широкое отверстие, расположенное немного выше дна бутылки (2-3 см будет вполне достаточно);
2. Можно сделать несколько
окошек, с каждой стороны по одному.
3. Крепкой проволокой обкрутите горловину бутылки и закрепите другой конец
проволоки на ветке дерева;
4. Уложите на дно кормушки фанерку или кусок линолеума, с их помощью мы
утяжелим нашу кормушку и она не буде качаться и переворачиваться при каждом
дуновении ветерка;
5. Засыпьте птичий корм и ждите приглашенных вами «гостей»!
Кормушка из пластиковой бутылки с подставками-ложками
Вам понадобится такие
материалы:
• Бутылка из пластика на 1,5-2 литра;
• Проволока;
• Острый нож или ножницы;
• Две деревянные ложки для подставок;
• Корм для птичек.
Пошаговая инструкция:
1. Возьмите пластиковую бутылку емкостью 2 литра, отмеряйте линейкой от дна
бутылки 15 см и проделайте на этой высоте в самом центре бутылки сквозное
отверстие для деревянной ложки;
2. Поднимитесь еще выше (приблизительно на середину бутылки) и сделайте еще
одно сквозное отверстие для второй ложки. Только под другим углом
(перпендикулярно уже существующим отверстиям);
3. Вставьте через бутылку ложки;
4. Увеличьте отверстие с широкой стороны ложки – зернышки будут высыпаться и
птичкам будет удобно их клевать;
5. Засыпьте птичий корм в бутылку;
6. Обвяжите проволокой горловину бутылки и надёжно прикрепите ее к ветвям
дерева.
Кормушка готова! Через несколько минут ее посетят желающие угоститься пернатые.
Еще один вариант кормушки из пластиковой бутылки, более упрощенный:
Материалы используем те же, что и для кормушки с ложками. Вот только теперь ложки нам не понадобятся, а вместо них приготовьте изоленту.
Итак, в двухлитровой бутылке прорезаем большое отверстие на высоте 5-7 см от дна бутылки. Для того чтобы птичкам было удобно садиться на срезанные края бутылки оклеиваем срезы изолентой или же скотчем (на ваш выбор). Обкручиваем проволоку вокруг горлышка бутылки и прикручиваем ее к ветке дерева. Насыпаем корм – все готово!
Положение 3
Цель: Разработать проект по подкормке птиц зимой и встречу пернатых друзей , и реализовать его в 2016-2017 году. Воспитание ответственного отношения к природе, к «братьям нашим меньшим”. Задачи: 1. Расширить представление о зимующих птицах нашего региона. 2.Разработать природоохранную акцию « Покормите птиц зимой !» « Скворечник!» ; 3. Развивать творческие способности ; 4.Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации ; 5.Формировать критическое мышление и навыки работы в команде ; 6.Воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края . Практическая значимость работы состоит в экологическом воспитании обучающихся , в сохранении видового разнообразия и численности птиц, практическое содействие к проблемам защиты пернатых .
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии