Голосование завершено
Попова надежда владимировна (16 лет) - Дети войны
Дети войны
Я родилась в семье, по судьбе которой прошла Великая Отечественная война, унеся жизни моих прадедов: Попова Григория Никитича, Дергачева Петра Егоровича и Довгаля Николая Денисовича. Война отняла у детей детство, тяжелой ношей легла на их хрупкие плечи. Дети войны верили в победу и приближали её так, как могли в своём возрасте. Моя учительница русского языка и литературы Копылова Елена Валентиновна написала стихотворение«Дети войны». В нём есть такие строчки:
Они не носят ордена,
Им не положены медали
Их не запомнила страна,
Так как они не воевали.
Прошло их детство без отцов,
Забыли многие о школе.
Будили мамы сорванцов
За мужиков работать в поле.
Меня тронуло это стихотворение,потому что оно очень правдиво рассказывает о жизни и работе детей в тылу во время страшной и кровавой Великой Отечественной войны. Я обратилась к моему дедушке, Попову Александру Григорьевичу, родившемуся в 1934 году в Здвинском районе Новосибирской области в совхозе №299 на ферме №3 с просьбой рассказать о своём военном детстве. Когда прослушала его рассказ, то поняла, что старики, женщины и дети в тылу совершили трудовой подвиг,внеся огромный вклад в дело Победы. Вот, что поведал мне дедушка:
«Мой папа окончил Омскую партийную школу до войны. Ему доверили организовывать ферму №3, где я родился и рос. Когда началась война, папу не сразу взяли на фронт, а только 7 ноября 1942 года, а уже 2 марта 1944 года гвардии старший лейтенант Попов был убит. Тяжело пришлось нам с мамой, ведь у меня были еще сестра и младший братишка. Во время войны ребятишки уже с первого класса работали наравне со взрослыми. Как только заканчивался учебный год, мы спешили на помощь старикам и женщинам. Я рано научился управлять лошадью, поэтому мне доверяли топтать силос в силосных ямах. Когда начинался покос, нас, ребятишек, брали подвозить копны. Работали с восхода солнца и до заката. Жили в балаганах (шалашах из прутьев ивняка, покрытых соломой) человек по пять, спали на соломе. Сено косили на небольших полянах, на болотах. Трактора были колёсные, таскали конные косилки по три штуки. Гребли на быках, иногда даже на коровах. Коней и быков перепрягали, а дети работали без отдыха. Метали сено одни женщины, техники для метания не было. Когда заканчивался сенокос, мы пололи посевы пшеницы, овса, ржи. Кормили нас затиркой из овса, очень редко давали суп, иногда была каша. Чай всегда из смородины, солодки. Иногда давали по кружке обрата. Очень уставали, но домой уйти было нельзя. Мы понимали, что своим трудом помогаем приближать Победу.Осенью после школы ходили ворошить зерно на ток, копали совхозную картошку, которую мы же и садили. У кого убивало на фронте отцов, тех детей кормили в школе бесплатно,чаще всего капустой. На праздники были бесплатные обеды для нас и матерей.
Дома сеяли табак, когда он поспевал, его срубали, делали пучки, просушивали, потом рубили в корытах, чтобы отправить на фронт в посылках. Когда закончилась война, приехала полуторка(автомобиль). Нас посадили в кузов и долго катали. Вместо флагов около домов вещали мешковину, какие-то тряпки. Кто радовался, кто рыдал».
Моя бабушка, Попова Тамара Григорьевна, родилась в 1936 году, там же, где и дед, только на ферме №2. И ей пришлось работать в годы войны. Её папа, Довгаль Григорий Денисович, ушел на фронт тоже 7 ноября 1942 года.Вот её воспоминания:
« Семья из семерых детей осталась без отца. Мама сварит баланду и уйдёт на работу, а когда вернётся домой, все уже спят. Старшие дети работали все.Ходили по хатам, собирали золу и куриный помёт. Загружали этим бочку, которую таскал бык. Это было удобрение, которое увозили на поля. Как заканчивался учебный год, работали на совхозном огороде. Пололи, поливали овощи. Рвали коноплю, вязали в снопы, ставили их вертикально, потом выколачивали семя. Женщины увозили мочить коноплю на болото, топтали ногами. Из вымоченного волокна делали верёвки. Выминали из конопли кострицу, потом пряли. Почти в каждом доме были ткацкие станки. На них ткали из конопли холсты и шили рубахи, платья. Приносили в школу тряпки и шили кисеты после уроков. Учителя забиралиих и вместе с носками и рукавичками, которые вязали женщины, отправляли на фронт посылки. Весной сеяли турнепс, садили картошку, осенью убирали выращенное. Всё делали вручную. Кормили баландой – затирухой. Дети всегда были голодными. Как бы ни было трудно, все понимали, что хлеб, овощи, мясо, молоко нужны фронту, ведь в стране тогда был главный лозунг: «Всё для фронта, всё для победы!». После войны отец возвратился в родной дом. Он был ранен, но, самое главное – жив».
Моя вторая бабушка, Анна Петровна Меньшикова, 1925 года рождения, была заброшена войной в село Усть-Луковку Ордынского района Новосибирской области из города Велижа Смоленской области. Ей пришлось нелегко, потому что нужно было привыкать к деревенской жизни, к работе в тылу на благо Победы. Бабушка говорила, что летом она и её ровесникиработали на сенокосе, нормы были большие, ребятишки не всегда с ними справлялись. Осенью нужно было собирать колоски в поле, ворошить зерно на току. Кормили скудно, но никто работу не бросал. В 1944 году бабушка окончила Ордынскую среднюю школу и стала работать учителем в селе Усть-Луковка. В школе она с детьми писала письма на фронт, вышивала кисеты, чтобы послать бойцам Красной армии. Сейчас моей бабушки нет с нами, но её воспоминания о жизни в Сибири остались в моей памяти навсегда.
Война стала суровым испытанием для детей Советской страны. Труд в тылу требовал огромных сил, большой ответственности, полной отдачи. Тыл, как и фронт, проявлял трудовой героизм. Опорой старших в этом были дети. Дети войны.
Они не носят ордена,
Им не положены медали.
Но ты запомни их, страна,
Хотя они не воевали.
Запомни. Потому что они эту память заслужили.
Воспоминания о военном детстве дедушек и бабушек, записанные с их слов.
Отправлен сертификат:Конкурс «История моей семьи»