Голосование завершено
Михайлова Елена Сергеевна (17 лет) - Война и детство
ВОЙНА И ДЕТСТВО
Одними из самых главных и ярких воспоминаний детства для меня – это рассказы моей бабушки о войне. О той войне, которую она видела. О войне через детский взгляд. Через призму детского, наивного восприятия мира.
Нам в 2017 году очень сложно представить то, что происходило 70 лет тому назад. Многие люди даже не ведают об этом, ограничивая тем самым себя от истории. Несомненно, война, огромностью своего масштаба, затронула каждое семейство в нашей стране и таким же масштабом принесла горе. Моя семья не является исключением. Я считаю, что каждый человек должен знать эти истории, дабы безумные ошибки не повторялись и все люди имели представление о войне, во избежание ее повторения. Итак, я хотела бы рассказать истории моей бабушки и ее детства, которое пришлось на такое непростое для людей время.
Когда началась война- моей бабушке было 4 года. Родилась она на Украине, в станице Лазовая, которая находится вблизи города Харькова. По рассказам бабушки, ее родственники по материнской линии в дореволюционное время были очень состоятельными людьми в этой местности, во время революции, естественно, всего лишились. Моей прабабушке пришлось начать работать в 16 лет, так как ее папа умер и нужно было содержать больную мама и младших братьев. Ее первого брата убило бомбой, сброшенной на Киев в первые же дни войны, среднего брата пытали в ГЕСТАПО, младший брат не успел вовремя каппитулироваться из горящего самолета.
По словам бабушки, они с мамой не успели эвакуироваться из их населенного пункта. Наскоро собравшись, они сели на поезд, который должен был умчать их дальше от линии фронта. Но сбежать от ужасов войны так и не удалось. Враги взяли их в кольцо. Поезд пришлось остановить и люди вернулись на свои места, в страхе ожидая неизвестности. Естественно, бабушка, будучи ребенком, ничего не понимала: зачем им нужно покидать их родной дом в такой спешке? Почему она не может взять с собой все свои игрушки? Но военное время не дало детям этого поколения, долго оставаться в неведении, не дало детям шанса хотя бы еще на короткий период побыть ребенком, со всеми присущими ему вопросами и проблемами. Прабабушка сразу же пошла работать в архив, где она работала по 16 часов, сжигая документы, которые не должны были попасть в руки врага, или переправляя их в безопасное место.Затем, прабабушка присоединилась к партизанскому движению и ей пришлось отправить мою бабушку к дальним родственникам в деревню. Думаю, что легко представить как чувствует себя ребенок, разлученный с матерю, тем более в такое тяжелое время.
Деревня, в которой бабушка жила с родственнниками, была оккупирована немецкой армией. В время налета на деревню, моя бабушка сидела в глубокой яме со своей родственницей. По воспоминаниям бабушки, стояли они по пояс в воде и бабушка, будучи ребенком пыталась рукой поймать пули, которые казались ей маленькими причудливыми насекомыми.
В доме родственников бабушки были расквартированны несколько немецких солдат. Однажды, из-за каких то резких слов бабушки Домахи (родственницы бабушки), ту посадили на неделю в погреб, в качестве наказания, и бабушка вспоминала как упрашивала солдата отнести родственнице хоть немного еды и воды.
Пришло время бабушке идти в школу.Её мама забрала бабушку с деревни,уже в конце войны, когда земли были освобождены от оккупации и они стали жить в городе. Школа работала в три смены, в одном классе могли быть ученики совсем разных возрастов. Школьными тетрадями служили разрезанные и сшитые между собой газеты. Не было ни одежды, ни обуви. В некоторых семьях дети по очереди ходили в школу, так как была всего одна пара валенок. Бабушка постоянно упоминает о нехватке еды в военное время , даже скорее ее полное отсутствие. В деревне было полегче, все же люди пытались что-то выращивать, а также разводили скот. Как известно, в военное время, хлеб выдавали по талонам. Так как ее мама работала, бабушка сама забирала хлеб на себя и на нее. И для того, чтобы не съесть этот хлеб, пока взрослые не пришли с работы, бабушка запирала дом и уходила на улицу, дожидаться взрослых с работы, поскольку чувство голода не проходило никогда и она боялась сьесть весь хлеб, не оставив ничего семье. В школе один раз за учебный день выдавали по маленькому кусочку хлеба с сахаром. Бабушка рассказывала, что страшно было наблюдать за глазми голодных детей, которые буквально впивались взглядом в этот ящик с хлебом, и тогда, по словам бабушки, она начинала понимать, что в их семье все еще не так плохо, некоторые дети в прямом смысле пухли с голода и лица их покрывались страшным «пушком», такое происходит, когда в теле совершенно не остается жировых запасов для обогрева, и тогда организм подключает свои внутренние резервы. Так вот после того как учитель раздавал эти самые крошечные кусочки хлеба, чуть присыпанные сахаром, в ящике оставались крошки, которые учитель собирала и отдавала самым нуждающимся. Каждый день новому ученику. Иногда до некотрых очередь и не доходила... Даже сегодня бабушка никогда не выбрасывает хлеб, собирая все до последней крошки. Настолько страшны и сильны те воспоминания об ощущении пустого,страшного чувства – голода.
Военное время породило маленьких взрослых. С рваной одеждой, распухшими от голода животами, и не по-детски колючим взглядом.
В работе описана краткая история детства бабушки конкурсанта - Константиновой Нелли Георгиевны, которая в годы Великой Отечественной войны была ребенком. В работе сделана попытка показать события войны через призму истории отдельного человека.
Отправлен сертификат:Конкурс «История моей семьи»