Голосование завершено
Сапарова Ксения Игоревна (5 лет) - Мир, свободный от отходов
Ученики, сидящие сегодня за партами, - наше будущее. Именно они поведут человечество к новым вершинам. Уильям Штраус и Нил Хоув в соответствии с разработанной ими Теорией поколений относят современных подростков к поколению Z. Каковы ценности этого поколения? Это знание поможет нам понять, что дорого нашим ученикам и сделать свою работу более продуктивной.
Согласно исследованиям, проведенным компанией Дэна Шобела в 2015 году, 76% людей, относящихся к поколению Z, озадачены влиянием человека на природу, 77% заинтересованы в работе на волонтерских началах. Подтверждением этому могут служить и результаты конкурса эссе экологической тематики «Мой вклад в решение экологических проблем», проведенного в нашем лицее в ноябре 2016 года.
«Природа – наше начало, наш дом. Благодаря природе мы появились на свет, она нас воспитывала долгие тысячелетия и дала нам все необходимое для полноценной жизни. Многие годы люди пили чистую воду и дышали свежим воздухом. Однако с приходом научно-технической революции экологическая обстановка стала стремительно ухудшаться, и процесс этот становится все более интенсивным. В больших городах люди уже надевают марлевые повязки, респираторы. На планете вырубаются леса, осушаются реки и озера, опустыниваются обширные территории. Уменьшается видовое разнообразие растений и животных. Это наше прошлое и настоящее. Это наше будущее? Думаю, что нет. Что же могу сделать я? К какому будущему нужно стремиться?» - отрывок из эссе Карповой Полины, ученицы 10 класса МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр Галактика».
Действительно, наши ученики трепетно относятся к природе, к окружающему миру. Поэтому в лицее было принято решение о создании группы экологических лидеров, которые совместно с учителем будут создавать, организовывать и проводить уроки, мероприятия и конкурсы экологической направленности. Одним из уроков, проведенных эколидерами – учениками 10 класса, является урок на тему «Мир, свободный от отходов». Ниже представлен конспект данного урока.
Тема урока: Мир, свободный от отходов
Класс: 7-9
Регламент: 40 минут
Цель урока:
1. Образовательная: закрепить знания по теме «биоценозы», изучить экологическую обстановку региона;
2. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, чувство взаимопомощи, товарищества и сотрудничества при групповой работе. Воспитывать чувство ответственности за принятые решения.
3. Развивающая: способствовать развитию внимания, восприятия, воображения. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать полученные результаты в жизни.
Тип урока: комбинированный
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая (работа в малых группах), индивидуальная
Используемые средства: флип-чарт, магниты, компьютер, проектор, презентация, видео, раздаточный материал (папка-конверт, клей, два листа бумаги А4, маркеры, тематические фото)
Этапы урока:
1. Организационный момент;
2. Постановка проблемного вопроса;
3. Изучение нового материала и решение проблемного вопроса;
4. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент (2 минуты)
Слайд 1. Заставка с логотипом года экологии в РФ.
Ученик 1: Добрый день, юные экологи школы! Рад(а) видеть вас на нашем занятии.
Постановка проблемного вопроса (5 минут)
Слайд 2. На экране появляется видео-нарезка тематических фото, связанных с годом экологии, постепенно в видео появляются фото, связанные с отходами и их вторичной переработкой.
Ученик 2: 2017 год в России объявлен годом экологии. В этом году особое внимание уделяется вопросам состояния окружающей среды, экологической безопасности страны и, разумеется, вопросам экологического воспитания.
Ученик 1: Одной из актуальных тем является вопрос утилизации отходов и вторичного использования сырья. Все мы знаем, что необходимо сортировать мусор, сдавать опасные отходы в специальные учреждения, стараться покупать товары, изготовленные из вторсырья. На сегодняшнем же уроке мы попробуем ответить на вопрос «Почему?».
Слайд 3. На экране проблемный вопрос.
Ученик 2: Сейчас предлагаем вам подумать буквально 20 секунд и выдвинуть гипотезы на тему «Почему необходимо правильно утилизировать отходы и стараться подвергать их вторичной переработке?» (опрос учащихся, Ученик 1 в это время записывает гипотезы на флип-чарте).
Ученик 1: сколько интересных гипотез вы выдвинули! Какие же из них окажутся верными – мы узнаем в конце урока.
Изучение нового материала и решение проблемного вопроса (20 минут)
Ученик 1: Обратите внимание на экран.
Слайд 4 . На экране появляется видео, где рассказывается о проблеме вырубки лесов. Слайд 5. Коллаж тематических фото.
Ученик 2: Давайте обсудим, какая проблема, относящаяся к теме нашего занятия, освещается в этом видео? (опрос учащихся). Верно, это проблема вырубки леса для его использования в качестве строительного материала, топлива и сырья для бумажной продукции.
Ученик 1: Мы же предлагаем подумать о том, к чему приведет вырубка леса? Сейчас предлагаем вам обсудить этот вопрос в парах.
Ученик 2: Время для обсуждения вышло, каковы ваши варианты? (предлагают варианты, их обсуждают, дополняют и комментируют, на слайде в это время появляется схема ответа).
Слайд 6. Схема ответа
Комментарий к заданию: данная задача является открытой, то есть имеет множественное решение. Возможные варианты ответов:
- уменьшение количества доступного кислорода;
- уменьшение числа фитонцидов приведет к росту численности патогенных микроорганизмов, следовательно и к увеличению числа больных животных;
- нарушение цепи питания приведет к уменьшению численности травоядных животных, далее хищных животных, но увеличит количество бактерий гниения, которые выделяют углекислый газ в большом количестве;
- уменьшится численность птиц и других животных, для которых деревья служили домом, следовательно нарушатся трофические связи;
- все это приведет к ухудшению экологической обстановки, следовательно к заболеваниям чаще всего дыхательной системы человека (а следствие к увеличению риска онкологических заболеваний дыхательной системы);
- с экономической точки зрения подорожают лекарства и продукты питания и др.
Ученик 1: Посмотрите,каковы последствия вырубки деревьев. Они ужасают. И действительно, одно дерево способно обеспечить кислородом семью из 4 человек, быть домом для 30 птиц, быть источником пищи и кровом для 2000 насекомых.
Ученик 2: А ведь этого всего лишь малая часть того, что человек делает с природой. Давайте рассмотрим еще один пример.
Слайд 7. На экране появляется коллаж из фото (сброс заводами отходов в воду, нефтяные вышки, батарейки в почве и водоемах, вода на производстве), на фоне коллажа отрывок из «Маленького принца».
Ученик 1: Ребята, а вы читали сказку «Маленький принц»? Помните, что в этой сказке говорилось о воде? (ученики отвечают). «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой к нам возвращаются силы, которые нас давно покинули. Ты самое большое богатство на свете».
Ученик 2: Что же происходит с этим богатством в настоящее время? Давайте подумаем, каковы будут последствия подобного обращения с водными ресурсами? (указывает на коллаж на слайде). Предлагаю вновь поработать в парах и обсудить данных вопрос (затем опрашивает, дополняет, систематизирует и подводит итог).
Слайд 8 . Схема ответа
Комментарий к заданию: также открытая задача. Возможные направления ответов:
- нефтяное загрязнение приводит к появлению солончаков близ водоемов, происходит накопление солей в воде и почве, приводящее к отравлению флоры и фауны;
- нефтяные пятна приводят к уменьшению количества доступного кислорода и света, как следствие гибели флоры и фауны;
- батарейки обогащают воду тяжелыми металлами;
- сброс сточных вод приводит к накоплению большого количества органических веществ, как следствие заболачивание водоемов, уменьшение разнообразия фауны и флоры;
- получение загрязненной воды, как побочного продукта производств и др.
Ученик 1: действительно, одна батарейка может загрязнить тяжелыми металлами 400 литров воды, а одна тонна нефти, попавшая в воду создает нефтяное пятно площадью 12 квадратных километров; и уже ни для кого не секрет, что для получения всего 1 листа бумаги формата А4 требуется целых 10 литров чистой воды.
Ученик 2: мы рассмотрели сегодня с вами всего пару примеров того, как человек способен повлиять на природу в погоне за улучшением качества жизни. Сейчас я предлагаю вернуться к вопросу, который мы обсуждали вначале урока.
Слайд 9. Слайд с проблемным вопросом.
Ученик 1: давайте вспомним гипотезы, которые вы выдвинули (один из учеников читает гипотезы с флип-чарта). Отлично!
Ученик 2: какие же из этих гипотез оказались верными? (обсуждение, вывод, подведение итогового вывода).
Рефлексия (13 минут)
Слайд 10. Тематическая заставка.
Ученик 1: Проблема нам ясна, последствия тоже. Но в наших силах изменить эту ситуацию: помочь планете стать здоровой, а людям найти альтернативные ресурсы и способы утилизации отходов.
Ученик 2: Так давайте начнем действовать прямо сейчас? Для первого шага к изменению ситуации в лучшую сторону, у вас на столах находятся папки со всем необходимым для этого реквизитом. Одна папка рассчитана на 2 человек.
Ученик 1: Предлагаем вам с помощью имеющегося материала создать агитационные листовки, призывающие людей ценить и бережно относиться к природе. На выполнение задания отводится 7 минут. Время пошло.
Ученик 2: Закончили? Молодцы! А сейчас я попрошу все ваши листовки разместить на данном стенде, чтобы каждый из нас мог с ними ознакомиться (размещают листовке на магнитной доске (флип-чарт), знакомятся с работами учащихся, рассаживаются на места).
Ученик 1: Наше занятие подходит к концу. Мы сегодня плодотворно поработали. Спасибо вам!
Ученик 2: А закончить урок хочется высказыванием Дмитрия Ивановича Писарева: «Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор…прочтены только первые страницы». Желаю нашим юным экологам, чтобы они стали теми, кто сможет прочесть еще несколько страниц этой великой книги. Спасибо.
Наши ученики трепетно относятся к природе, к окружающему миру. Поэтому в лицее было принято решение о создании группы экологических лидеров, которые совместно с учителем будут создавать, организовывать и проводить уроки, мероприятия и конкурсы экологической направленности. Одним из уроков, проведенных эколидерами – учениками 10 класса, является урок на тему «Мир, свободный от отходов». Ниже представлен конспект данного урока.
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии