СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГО-ПАТРИОТИЧЕСКА ИГРА
«ЗЕЛЕНАЯ ЗАРНИЦА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Москва, 2016
Стратегическая Эколого-Патриотическая игра «Зеленая Зарница»: Методические Материалы. /Авт.-сост. Курченков К.Ю.; Маслова Е.В.; Башин И.В.; Харьковская М.В.; Московский институт открытого образования Кафедра Юнеско – Москва, 2016. – 36 с.
Составитель: Курченков К.Ю.– Кандидат юридических наук, Кандидат экономических наук; Государственный советник гражданской службы Российской Федерации; Член Правительственной комиссии г. Москвы по реабилитации прав репрессированных
Башин И.В. - Руководитель федеральных проектов ОЭОД «Зеленая Россия». Окончил Белорусский государственный университет культуры по специальности Режиссер массовых праздников.
Рецензент:Самойлова Н.Б. - Заместитель декана факультета международного образования ГАОУ ВО МИОО Департамента образования г. Москвы
В методическом сборнике представлен вариант проведения Стратегической Эколого-Патриотической игры «Зеленая Зарница».
Пособие адресовано педагогам-организаторам, преподавателям-организаторам ОБЖ, физкультурно-педагогическим работникам, педагогам детских оздоровительных центров.
Введение
(Историческая справка)
«Зарница» зародилась как военно-спортивная игра в СССР. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. В настоящее время с уходом пионерских организаций из школ «Зарница» или похожие на неё игры обычно проводятся военно-патриотическими клубами и другими аналогичными организациями.
Правила игры: Обычно, играющие в зарницу школьники делятся на две команды, арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг.
Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того чтобы "убить" человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.
Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — счисляются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.
В методическом сборнике представлен абсолютно новый подход к организации игры зарница, который включает в себя не только военную и патриотическую подготовку, но и сессии: стратегическую и экологическую, как наиболее актуальные в рамках развития современной молодежи, с точки зрения ОЭОД «Зеленая Россия».
ПОЛОЖЕНИЕ
о Стратегической Эколого-Патриотической игре «Зеленая Зарница»
для обучающихся общеобразовательных учреждений и отдыхающих в оздоровительных детских центрах
1. Общие положения
Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого обогащается и применяется накопленный детьми и подростками жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной жизнедеятельности, воспитываются организаторские способности.
Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей и подростков, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых.
Стратегическая эколого-патриотическая игра «Зеленая Зарница»– это одна из разновидностей детско-юношеских игр. Она является исторически сложившимся средством воспитания детей и подростков.
«Зеленой Зарнице» присущи основные черты любой игры российских ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активность действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность.
Романтика подвига на поле боя во имя защиты любимого Отечества всегда волновала, волнует, и будет волновать детские и юношеские сердца. Удовлетворить их тягу к военным знаниям, дать правильное представление о некоторых сторонах походной жизни, воспитать выносливость, находчивость, решительность и смелость, любовь к Родине через любовь к окружающей их природе – таково назначение игры «Зеленая Зарница.
Цели и задачи игры:
- воспитание патриота и гражданина;
- воспитание экологической грамотности и бережного отношения к окружающей природе
- совершенствование форм и методов физической культуры детей и подростков;
- развитие инициативы и самостоятельности, на основе игровой деятельности;
- проведение массовой военно-патриотической работы, тематических конкурсов, олимпиад и викторин среди детей и подростков.
2. Руководство игрой
Организаторами Стратегической Эколого-Патриотической игры «Зеленая Зарница» (далее - игра) являются: региональные представители ОЭОД «Зеленая Россия» и другие организации, руководители экологических дружин, педагоги - организаторы, вожатые и педагоги детских центров.
Практическое руководство и координацию действий организаций и ведомств, участвующих в проведении игры осуществляет Центральный аппарат ОЭОД «Зеленой России» и инструкторский совет «Зеленой Зарницы».
Для руководства игрой в общеобразовательных учреждениях и детских центрах обучаются инструкторы из педагогического состава.
Инструктор:
- обеспечивает публикацию в средствах массовой информации пресс-релиза игры;
- занимается организацией игры согласно административному распорядку учебного заведения или детского центра;
- определяет требования к оформлению материалов и реквизита, представляемых на игры;
- утверждает состав судейской коллегии и регламент ее работы из числа администрации учебного заведения или детского центра;
- определяет порядок, форму, количество этапов, место и дату проведения игры;
- готовит отчет об игре (фото или видео, для информационного ресурса игры).
3. Участники игры
В игре участвуют школьники 5-10 классов (не старше 17 лет). Они распределены по группам:
- 1-я группа – отряды учащихся 9-10 классов;
- 2-я группа – отряды учащихся 7-8 классов;
- 3-я группа – отряды учащихся 5-6 классов.
Для участия в игре формируются отряды или используются готовые в случае с детскими центрами, Рекомендуется в составе отряда иметь 3 отделения по 7-10 человек в каждом. Отряд состоит из: командира отряда, разведчиков, инженеров, аналитиков.
3.1. Форма одежды
На торжественных построениях (линейках) - форма одежды парадная. Наличие головного убора – обязательно!
На спортивных соревнованиях – спортивная.
3.2. Знаки различия
Участники «Зеленой зарницы» могут иметь знаки отличия. Например, на груди справа бэйдж с эмблемой отделения (разведчик, инженер, аналитик), фамилией, именем. Ребята, принявшие участие более чем в 5 зарницах и показавшие отличный результат, получают от совета инструкторов и ОЭОД «Зеленая Россия» толстовку с шевроном «Зеленой Зарницы», им присуждается ранг «Мастер».
3.3. Символы
Каждый отряд должен иметь флаг. Размеры флага: ширина -
Флаг выносится на торжественные мероприятия, а также соревнования, на которых отряд выступает в полном составе.
Этапы проведения «Зеленой Зарницы»
Содержание игры
Игра является комплексным мероприятием, состоящим из 3-х этапов. Эти этапы включают в себя мероприятия военно-патриотической и экологический направленности. Например, соревнования между отделениями и отрядами, экологический квест, игры и занятия на местности, знакомства с задачами ОБЖ.
Этапы игры и их содержание:
1 – й этап - игра «Экостратегия» (время проведения этапа от 1до 2 часов) позволяет:
- сформировать в рамках отрядов отделения и разделить детей на 3 группы - аналитики, инженеры, разведчики;
- по окончании этапа познакомить ребят с заданиями на следующие этапы, провести планирование общей стратегии игры для отряда, организация подготовки к игре по "специальностям";
- выбрать название отряда, девиз, определиться с эмблемой на флаге, выбрать командира отряда.
2 – й этап – Экологический квест. На этом этапе проходят экологические квесты, для которых команде нужно разделиться на 2 группы.
- квест по станциям «Эко - патриотическая тропа». В ходе данного квеста команда перемещается по разным станциям и, выполняя на время различные задания, получает дополнительные баллы;
- квест игра «Эко локатор». Участники команды делятся на несколько групп (или вообще выполняют задания индивидуально) и выявляют очаги загрязнения окружающей среды (небольшие свалки, неубранный мусор, стихийные неубранные зоны отдыха). Все это фиксируется на гаджеты и выкладывается в группу вконтакте «Эко локатор», в созданное событие. За каждое фото участники получают баллы.
3 - й этап – Тактическая игра «Схватка разведчиков». Непосредственно перед самой схваткой проводится зачет по нормам ГТО, по результатам которого решается последовательность участия команд в конкурсе. При выбранных командами стратегиях последовательность очень важна.
Этапы зачета по нормам ГТО:
1. Сгибание и разгибание рук в упоре (Девушки и парни, первенство личное и командное). Тело при сгибании и разгибании прямое, руки сгибать до касания грудью пола или скамейки, при разгибании руки прямые. С третьим замечанием судьи выполнение упражнения участником прекращается. Учитывается количество выполненных приемов. (Участвуют 5 человек от команды).
2. Подтягивание на высокой перекладине (Мальчики, первенство командное). Вис хватом сверху. Разрешается сгибание и разведение ног, отклонение тела от неподвижного положения. Положение виса фиксируется на 1-2 сек. Запрещается выполнение махом и рывком. При подтягивании подбородок - выше перекладины. С третьим замечанием судьи выполнение упражнения участником прекращается. Учитывается общее количество выполненных приемов. (Участвуют 5 человек от команды).
3. Встречный, челночный бег - эстафета 3 х 10 м. Выполняет отряд в полном составе. Команда делится на 2 группы (5 и 6 человек). На старте группы выстраиваются одна напротив другой на дистанции 10 м. Первым стартует участник из группы 6 человек (старт высокий).
Пробежав три отрезка по 10 м., он передает эстафету (касание руки рукой) первому участнику группы из 5 человек и т.д. Правильность выполнения считается, если участник наступил или переступил контрольную линию (старта или финиша). С третьим замечанием судьи команда снимается с вида. (Участвуют 10 человек от команды).
4. Стрельба из пневматической винтовки (первенство командное). Оружие - пневматическая винтовка типа с открытым прицелом. Цель - мишень "П". Дальность до цели - 5м. Положение для стрельбы - стоя. Количество выстрелов - 5 (2 пробных и 3 зачетных). Время на всю стрельбу не более 3 минут. Оценка участнику: количество выбитых очков зачетными выстрелами. (Участвуют 5 человек от команды).
Примечание: Форма одежды для выполнения упражнений – спортивная.
По итогам зачетов команда набравшая большее количество баллов имеет права выбора очередности в «Схватке Разведчиков».
Тактическая игра «Схватка разведчиков»
Состоит из двух этапов. В первом этапе принимает участие вся команда, во втором только разведчики.
Для проведения игры выбирается участок лесной местности, не более 1 километра по площади, и определяется место штаба (небольшая поляна с установленным по середине поляны флагом). Территория игры обозначена специальной сигнальной полосой.
1 этап игры:
В этом этапе принимает участие вся команда, у команды 2 задачи:
А) Защитить флаг (не дать дотронутся до него разведчикам другой команды). Защитники располагаются вокруг флага, не входя в 3 метровый радиус вокруг него. Этот радиус могут пересекать только разведчики команды соперника (задерживаться в круге можно не более чем на 10 секунд). Остановить разведчика можно простым касанием, если разведчика коснулись защитники, он не может пройти к флагу и должен отступить.
Б) Вторая задача - это поиск разведчиков команды соперников, рассредоточенных по всей территории лесного массива. Нагоняя разведчика, участники срывают с разведчиков бумажные индикаторы, каждый из которых приносит команде дополнительные баллы.
2 этап игры:
Во втором этапе принимают участие только разведчики отряда (7 человек), их задача продержаться в лесном массиве 30 минут и потратить на команду соперника как можно меньше индикаторов баллов, которые крепятся у них на спине (баллы соперники получают, сорвав индикатор с разведчика).
Разведчики делятся на 3 специальности:
- Разведчик (3 человека) могут только убегать от соперников по лесному массиву.
- Партизаны (2 человека) с помощью маскировочных средств изготовленных инженерами могут прятаться на территории лесного массива.
- Диверсанты (2 человека) охотятся за флагом команды соперника, каждое касание флага сокращает пребывание команды разведчиков в схватке на 5 минут, дотрагиваться до флага они могут только по очереди.
До начала схваток разведчикам запрещено входить в лесной массив на очерченную территорию. Изучение территории могут провести только инженеры команды, они же готовят маскировку для разведчиков партизан.
Примечание: Форма одежды для выполнения упражнений – спортивная (закрытая). На этом этапе нужно объяснить участникам, что на данных этапах запрещено применять физическую силу к соперникам. За соблюдением данных правил следят инструкторы, за нарушения команда может быть не только оштрафована, но и снята с соревнований.
Подведение итогов, награждение
Итоги игры между отрядами подводятся на парадной линейке, на которые отряды выходят в форме со знаками отличия и флагом. С приветственным словом выступают представители ОЭОД «Зеленая Россия» и администрации учебного заведения или детского центра.
При определении победившего отряда учитываются:
- Баллы, заработанные на 2 этапе игры;
- Итоговый результат тактической игры «Схватка разведчиков».
НАГРАЖДЕНИЕ
Организационный комитет и инструкторская группа имеют право:
- объявить лучшим благодарность и вручить индивидуальные призы перед строем;
- вручить кубок победителей зарницы сразу нескольким отрядам. Если их результаты практически равны (разница в 1-3 балла).
На торжественной линейке в присутствии администрации учебного учреждения, детского центра и представителей ОЭОД «Зеленая Россия» все участники «Зеленой зарницы» принимаются в зеленые пионеры.
Проходит торжественная церемония посадки дерева в честь проведенной игры и героя-добровольца России (личность выбирается на совете инструкторов и организационного комитета) из героев участников Великой Отечественной войны или других военных событий, можно использовать историческую личность региона, где проходит «Зеленая Зарница».
Результат зарницы публикуется на специальном ресурсе «Зеленой зарницы». По итогам годового рейтинга лучшие участники будут приглашены на главную зарницу ОЭОД «Зеленая Россия», которая пройдет в начале апреля (дни школьных весенних каникул) в городе Севастополь (Республика Крым) на Сапун горе.
Квест «Экологическо-патриотическая тропа»
Игра с элементами ориентирования на местности на время с прохождением разнообразных заданий на экологическую и патриотическую тематику.
За правильностью прохождения этапа и станций следит инструктор, который проходит маршрут вместе с командой и на станциях выполняет функции судьи.
Этап состоит из 7 станций протяженностью до 4 километров (в зависимости от возраста участников). Вот примеры некоторых.
Этапы:
- «Полигон» - станция обучает детей раздельному сбору мусора. Представляет собой огороженный квадрат площадью 9 квадратных метров. Из числа команды выбирается 3 участника, которым завязывают глаза и ставят в разных углах площадки. У каждого в руках ведра для разного вида мусора: пластик, бумага, жестяные банки. Участники за 3 минуты должны собрать в свои контейнеры мусор согласно раздельному сбору, остальная команда помогает им подсказками.
- «Великие Битвы» - на этой станции участникам придется вспомнить историю Великой Отечественной войны. На специальном планшете закреплены даты великих битв ВОВ, каждый частник стартует с определенной точки. Добегает до планшета и достаёт табличку из мешка с событием ВОВ, которую закрепляет напротив даты. При этом в свой ход он может поменять даты закрепленные другими. В игре принимают участие 10 человек. Команда должна уложиться в 2 минуты.
- «Родник» - станция, на которой участники через игровой принцип учатся бережному отношению к воде. Всего 1% воды на Земле пригоден для жизнедеятельности человека. На огороженной территории (можно использовать небольшую поляну) на расстоянии друг от друга не более 10 метров закреплены емкости.В одной из емкостей налита вода, нужно используя подручные средства (шланг, трубка металлическая и т.д.) перелить воду из одной емкости в другую.
- «Лабиринт» - станция учит доверять ответственность за себя другим людям. На земле сделан небольшой лабиринт, по которому должна пройти команда из 8 человек, держась друг за друга. Сложность в том, что из 8 участников у семи завязаны глаза, и ведет их по лабиринту 1 человек, который идет последним. На прохождение этапа дается 5 минут.
- «Паутина» - станция, которая учит ребят бережливому отношению к природе. На поляне натянута паутина, которая состоит из секций разного размера. Вся команда должна пройти через паутину, не задев ее. При этом в одну секцию может пройти только один человек, на прохождение станции отводится 5 минут.
Настольная игра «МегаКом»
Игра «Мегаком» - уникальный продукт, разработан специально для проекта «Зеленая Зарница», настольная стратегическая игра. Благодаря оригинальной механике в игру могут играть одновременно 20 человек (предварительно разделившись на 4 команды по 5 человек).
Механика игры:
Команды начинают игру с серых клеток. Ходы делают по очереди, перемещаясь по цветным клеткам (нельзя ходить только по диагонали), бросая кубик (грани цвета). На каждой клетке из специальной колоды игроки тянут карточку с заданием или задачей. На выполнение задания есть 3 минуты. Если задание выполнено, игрок может идти дальше, если нет, возвращается на клетку, с которой был сделан ход.
Цель игры - дойти до противоположной по диагонали клетки.
По итогам:
Задания в игре сбалансированы таким образом, что позволяют выявить по итогам игры склонность участникам к разным отделениям (разведчики, инженеры, аналитики) и разделить их на основании этих результатов для прохождения следующих этапов «Зеленой зарницы».
Поле:
Новости "Зеленой Зарницы"